Психология культурных различий
Страница 5

• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечиваю­щей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыта ценностного отношения к миру.

III. Понятие национального характера

В центре внимания многих исследователей психологии культурных различий сегодня находится в России и, следовательно, русский национальный характер. Это связано с тем, что Россия всегда демонстрировала всему миру удивительные, не поддающиеся рациональному объяснению события. Например, дважды за последнее столетие русский народ пытался разрушить все, что было создано до него предыдущими поколениями.

В настоящее время интерес вызывает не только и не столько особенности отдельной нации, сколько процесс взаимодействия представителей различных наций. Существуют разные формы такого взаимодействия: начиная от поверхностных туристических и деловых контактов и заканчивая сложными процессами миграции и эмиграции.

A. Furnham, S. Bochner описывают четыре типа взаимодействия культур:

  1. Геноцид: этническая или культурная группа, численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает всех членов другой группы, с которой она вступает в контакт. В оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической и психической неполноценности. Психологические причины геноцида – отсутствие уверенности в позитивности образа «мы», который в результате действия механизмов психологической защиты ведет к ненависти и агрессии против других. Данная агрессия благодаря действию психологического механизма каузальной атрибуции в сознании ее носителей объясняется «благородными мотивами». Геноцид – пример предельной духовной слабости, практически полное отсутствие личностного начала в людях.
  2. Ассимиляция: «поглощение» одной культуры другой. Принуждение к ассимиляции может привести к чувствам неполноценности, самоуничижения и самоненависти у представителей этнического меньшинства.
  3. Сегрегация: независимое существование этнических культур.
  4. Интеграция: совместимость, когда разные культуры сохраняют свои индивидуальности, но объединяются в единое общество.

Создатели теории культурного шока A. Furnham, S. Bochner дают следующее его определение:

культурный шок – это шок от нового, состояние, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой.

Опыт новой культуры является неприятным или шоковым потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры, а также потому, что он неожидан. В последнее время многим русским пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Это – коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, спортсмены, бизнесмены, туристы. Обычно сильно ощущают его лица, выезжающие за рубеж на постоянное место жительства. Как правило, русские, живущие за границей, отмечают, что материально они живут несравненно лучше, чем в России. В развитых странах человек, занимающий невысокое материальное положение, материально живет лучше, чем выдающийся человек в России. Однако в моральном плане русские, живущие за рубежом, испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Многие отмечают, что дома, в России, они достигли бы большего. Ведь высокий материальный уровень общий, и на его фоне мигранты всегда второсортны.

Оберг выделил шесть аспектов культурного шока:

  1. Напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации.
  2. Чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности).
  3. Чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их.
  4. Сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации.
  5. Неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий.
  6. Чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12