в) сочетание национального, общероссийского и общечеловеческого компонентов;
3) проводить регулярную диагностику уровня этнонациональной толерантности среди подростков и использовать соответствующее сочетание психолого-педагогических техник и технологий, направленных на нейтрализацию этнонациональных конфликтов;
4) формировать и развивать в подростках разумность как качество, сочетающееся в себе информированность в области этнокультуры и умение правильно анализировать информацию, способствующие безопасному сосуществованию разных этносов и конфессий.[3]
7. Содержание взаимодействия с клиентом на каждой стадии.
1. Цель на данном этапе - оценить степень социально-психологического принятия клиентом другой этнокультуры. Оценить эту степень можно, используя методику «ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ")» (Приложение №4), и методику «Прогноз» (Приложение №3).
2. Выяснение причин национальной нетерпимости у клиента.
3. Определение основной проблемной области, для улучшения межличностного взаимодействия внутри нее.
4. Рассмотрение определенной проблемной области с целью разрешения проблемы, работа с клиентом.
5. Завершение работы над проблемной областью. Концентрация внимания клиента на произошедших изменениях, приобретенных навыках.
8. Методика оценки эффективности проведённой работы.
Показателем эффективности проведенной работы является улучшение состояния клиента, повышение самооценки и снижение агрессивности и аутоагрессии, улучшение межличностного взаимодействия клиента с окружающими субъектами. Все это может выявить специалист в процессе заключительной беседы с клиентом.
Если эффективность проведенной работы по результатам тестирования и беседы оказалась недостаточной, то возможно назначение другого вида работы с клиентом, назначение повторного курса, продление курса социально-педагогической работы, либо использование того же вид работы в качестве поддерживающего, состоящего из ежемесячных встреч с клиентом, предоставляя ему, таким образом необходимую поддержку. Выбор схемы дальнейших действий зависит от степени тяжести состояния клиента.
Список литературы:
1. Кон И. Психология предрассудка. "Новый мир", М, 1966, № 9
2. Цюрупа А.И. Национальный инстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997, № 1.
3. Г. М. Гогиберидзе, А. А. Егизарьянц; Этнокультурная направленность образования как фактор формирования межэтнической толерантности подростков»; Северо-Кавказский государственный технический университет.
4. http://www.psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=349
5. http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=2543
6. http://www.razvitie.com.ua/test/tests_pro.htm
7. http://www.tolerance.ru/master-klass/met6-1.html
Приложение №1 «Тест на заниженную самооценку».
ТЕСТ «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»
(по С. А. Будасси)
Назначение методики
Выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.


