Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.[14]
3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.
4.Страсть– интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
5.Настроение– сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).[8]
2.3 Характеристика отдельных эмоций.
История изучения эмоций включает в себя многочисленные попытки выделения так называемых базовых или фундаментальных эмоций, различные комбинации которых порождают широкий спектр эмоциональных состояний человека. Так, Кэрролл Еллис Изард выступает за то, что каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной следующими тремя компонентами: «(а) специфический внутренне детерминированный субстрат, (б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество» [7]. На этих основаниях Изард выделяет десять эмоций, определяемые им как фундаментальные.
|
Интерес - волнение |
Положительная эмоция, стимулирующая внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса; мотивирует обучение |
|
Радость |
Максимально желаемая эмоция, продукт определённых «радостных» событий, условий |
|
Удивление |
Мимолётное состояние, возникающее в результате внезапного события, направляет все когнитивные процессы на это событие |
|
Горе - страдание |
Переживается как падение духа, как чувство одиночества, жалости к себе |
|
Гнев |
Эмоция, возникающая в результате обиды ил нанесённого ущерба и мобилизующая индивида на ответные действия; играла большую роль в процессе эволюции, а в процессе социализации современного человека усилия направляются на воспитание снижения проявлений гнева |
|
Отвращение |
Эмоция, возникающая при восприятии физической или психологической изнашиваемости (по формулировке Изарда: когда что-нибудь портится»); мотивирует желание «избавиться от кого-либо или чего-либо» |
|
Презрение |
В процессе эволюции играло функцию подготовки к встрече опасного противника, сегодня считается непродуктивной эмоцией; проявляется в желании чувствовать превосходство в различных жизненных аспектах |
|
Страх |
Вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности; может парализовать, а может мобилизовать энергию |
|
Стыд |
Появление этой эмоции обусловлено потребностью человека в социальных связях; мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; при одних обстоятельствах может способствовать появлению конформности, при других – нарушению групповых норм |
|
Вина |
Родственная стыду эмоция, однако, если стыд может возникать из-за любых ошибок, то вина проявляет себя при совершении человеком промахов морального, этического, религиозного характера [13] |


