согласимся с тем, что такие выводы возможны, то в какой степени они
подтверждают гипотезу? Тот факт, что при повторении исследования по методу
Герцберга были получены, в общем, аналогичные результаты, просто подтверждает
правильность первоначальных результатов, но мало что говорит нам о
правильности тезиса. Действительно, результаты других исследований,
полученные, в частности, К. Линдсеем, Э. Марксом и И. Горлоу, Хьюлином и А.
Смитом, доказывают, что и “мотиваторы” и “гигиенические” факторы могут
вызывать как удовлетворенность работой, так и неудовлетворенность ею.
Кинг, во всяком случае, указывает, что версия, которой, по-видимому, отдает
предпочтение Герцберг, не была подтверждена в исследованиях, проводившихся по
методикам, отличным от методики “критических ситуаций”, и что теория
Герцберга, возможно, просто отражает субъективизм и предвзятость, характерные
для методов самонаблюдения. Руководители, если им предложить описать
исключительно благоприятные ситуации, естественно, воспользуются
возможностью поговорить о своих успехах; в то же время, если их спросить об
исключительно неблагоприятных ситуациях, они будут стремиться обвинить
других людей в своих неудачах или сошлются на “объективные обстоятельства”.
Это согласуется с теорией, согласно которой люди склонны изменять восприятие
причинных связей таким образом, чтобы сохранить или улучшить свою
самооценку; когда люди успешно справляются с каким-то заданием, они считают,
что своим успехом они обязаны самим себе, но не склонны объяснять неудачи
своими ошибками.
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства,
применявшиеся для обоснования предпосылки “удовлетворение ведет к
действию”, не являлись экспериментальными.
Заключение
Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал её более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение некоторых факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали, а зачастую и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания факторов, вызывающих удовлетворённость работой, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть мотивации к труду; она не даёт адекватного описания этого сложного процесса.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга успешно эмпирически подтверждалась и так же успешно опровергалась. Тем не менее теория была признана многими учеными и повлияла на развитие многих других теорий.
Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты личности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.
Список литературы
1. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000. - 632 с.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2002. – С.71-79.
2. Библиотека "Полка букиниста". www.polbu.ru Теория мотивации Фредерика Герцберга. http://koshechkin.narod.ru/finlect/11.htm
3. Фредерик Герцберг и трудовая мотивация. http://www.socioego.ru/teoriya/teor_manag/teor_motiv/gern.html
4. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. http://www.azps.ru/articles/personal.html


