Тревожность : генезис и психологические условия преодоления
Страница 11

Психотерапия может проводиться индивидуально, в группе или в семье. Когнитивная психотерапия помогает пациенту научиться распознавать мысли и чувства, вызывающие симптомы тревоги, а также иначе реагировать на стрессогенные ситуации.

Наиболее эффективным лечением тревоги считается комплексный подход с помощью различных методов психотерапии (когнитивно-поведенческая, гипноз,эмоционально-образная терапия, аутогенная тренировка). Поведенческая психотерапия помогает пациенту заменить саморазрушающее поведение более позитивным, уменьшить уровень напряженности и научиться справляться со стрессом.

Эта форма лечения стала известна, в основном благодаря тому, что она использовалась Х.Айзенком. Поведенческая терапия основана на теории научения. Она предполагает, что симптомы обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам и ставит своей целью устранение этих симптомов с помощью приёмов, направленных на отказ от старых и выработку новых навыков. Её теоретическая база резко отличается от основ психоанализа тем, что в ней отвергается идея о наличии скрытого процесса или болезни , симптомы которых являются лишь их внешним проявлением.

Большая часть успехов поведенческой терапии связана с лечением фобий и поведенческих расстройств, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определённый симптом, как мишень для терапевтического вмешательства.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает научиться вести себя правильно в сложных ситуациях и совладать со страхами, возникающими в этих ситуациях. В обучении принципиально важны наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (так называемые когнитивные процессы). Для лучшего понимания этой формы обучения Альбертом Эллисом, одним из основателей когнитивно-поведенческого направления психотерапии, была описана модель « АВС». »А» обозначает ситуацию, место или событие внешнего мира,»В» -- определяет наше восприятие этого события, его мыслительную переработку, интерпретацию, «С»--нашу эмоциональную и поведенческую реакцию. Наиболее значимым для обучения является компонент «В» (когниции—мысли, оценки, убеждения ) : очень часто депрессию или страх у нас вызывают не столько внешние обстоятельства, сколько наше восприятие происходящего. Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций. Постоянно отслеживая свои эмоции и стараясь по возможности избегать негативное мышление, мы можем уменьшить этот необоснованный страх. Важно научиться адекватно обозначать переживаемые эмоции, состояния и ощущения понимать механизм их формирования. Также справиться с тревогой помогают групповые формы лечения, такие, как ассертивный тренинг, тренинг повышения чувства уверенности в себе, тренинг самоутверждения.

Когнитивные и поведенческие методы психотерапии успешно сочетаются друг с другом и могут применяться параллельно. Если с легкой тревожностью, даже постоянной, можно ужиться, то тяжелые случаи хронического напряжения сводят на нет социальное положение, способность к общению и адекватное поведение. Но стоит помнить, что легкая тревожность рано или поздно перерастает в тяжелую, если не разобраться с вызывающими ее причинами. Запущенное, тревожное состояние может перерасти в паранойю. Поэтому, как и любую другую болезнь, повышенную тревожность лучше не запускать, своевременно обратившись к врачу специалисту.

5.Заключение.

В настоящей работе представлены различные теории тревоги. Я попыталась найти точки соприкосновения различных концепций, чтобы создать какую-то общую основу для понимания.

Я рассмотрела, что думают о тревоге представители различных направлений психологии,такие как как Карен Хорни, Гарри Стак Салливан,так как с моей точки зрения,более важными являются те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте.Суть подобных представлений сводится к тому, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12