Личность в киберпространстве - в поисках альтернативно/желаемой реальности
Страница 1

Общеисвестно, что каждый человек в своей жизни стремиться к комфорту, и всеми силами пытается сделать окружающую среду (и материальную, и ментальную) более комфортабельной и бестревожной. Однако, как показывает практика, абслоютизация именно этого стремления и зачастую становиться причиной разнообразных психологических проблем, и люди бывают не в силах справиться с ними самостоятельно (Эллис, Драйден, 2002; стр.32, 44). Философия низкой толерантности к фрустрации – так это явление окрестили в рационально-эмотивной поведенческой терапии (далее – РЭПТ) – когда люди верят, что им объязательно всегда должно быть комфортно, и поэтому не прилагают усилий, чтобы внести эффективные изменения, поскольку такая работа предполагает дискомфорт (Эллис, Драйден, 2002; стр.44). И люди с подобной жизненной установкой, а иначе “сиюминутные гедонисты”, всеми силами избегают от сиюминутных неудобств и тревог, “даже несмотря на признание того, что работа над своими временно неприятными чувствами скорее всего будет способствовать достижению долгосрочных целей” (Эллис, Драйден, 2002; стр.44). И большинство современных людей сталкиваясь с дискомфортом и тревогой вместо того, чтобы пересмотреть свое понимание и свое отношение к жизни, к бытию вообще, избегают стрессогенных объектов и проишествий путем погружения в киберпространство (интернет, всемирная паутина). Т.е. вместо того, чтобы пересмотреть рациональность своего отношения к тем или иным реалиям, личность пытается “изменить” саму реальность, и так, как в большинстве случаев это невозможно даже частично, личность сама создает тот самый мир, ту самую альтернативную объективной и желаемую реальность, где все устроено так как ему угодно, и где его все или по крайней мере основные потребности без труда находят удовлетворение. И поскольку человек XXI века, благодаря научно-техническому прогрессу, под рукой имеет такое мощное средство как компьютер подключенный к интернету, то не удивительно, что именно киберпространство и становиться основной альтернативой материальному миру, объективной реальности, где личность пытается реализоваться.

Именно с этого и начинается история личности “затерянной в киберпространстве”…

Рассматривая альтеранативную, или желаемую реальность (т.е. виртуальная реальность – от англ. virtual reality — возможная реальность) которую конструирует личность в киберпространстве, лишь как некое “модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств ” (Мещеряков, Зинченко, 2005), мы тем самым сужжаем перечень характерных черт виртуальной реальности и круг исследуемых явлений связанных с ним же. Виртуальная реальность, та самая желаемая для личности реальность, не является лишь модельным отображением реальности, а более того – она становиться той самой, единственной реальностью и действительностю для личности, в котором она (личность) существует и проявляет активность.

Личность нашего времени организовывая свою жизнедеятелность каждый отдельный момент своего существования, независимо от жизненной ситуации и личностных особенностей, находиться в процессе принятия одного лишь единственного решения – БЫТЬ или СУЩЕСТВОВАТЬ? Именно от этого решения и зависит, то какую социальную стратегию выберет личность на пути достижения своих жизненных целей. Именно от этого зависит то, каким будет его поведение – адаптивным или дезадаптивным? И личность которая принимает решение – быть а не существовать, стремиться активно приспасабливать окружающую среду, пространство (в первую очередь – социальное пространство) под себя, а не подстраиваться самому. И когда традиционные ресурсы и средства личности иссякают или когда их бывает/становиться недостаточно – личность прибегает к одному из самых гениальных творений человечества – к интернету.

Все больше и больше времени проводя в киберпространстве, все больше и больше потребностей удовлетворяя с помощью и в киберпространстве, и все более и более изащряясь в “искусстве” бытия в киберпространстве, не только киберпрстранство становиться неотделимой частью реальности личности, но и сама личность становиться неотьемлимой частью киберпространства, так как уже сама (личность) является частью реальности (виртуальной) неких других элементов киберсистемы и носителем определенных киберсоциальных ценностей и функций. И при подобном положении вещей, личность объективно “теряется” в киберпространстве, хотя и для нее самой, субъективно, это и есть наиболее желаемое на данный момент состояние бытия.

Страницы: 1 2