3. Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.
4. Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для реципиента, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения.
2 МИМИКА
Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения – поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино [3, c. 47].
Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
По мимике, движениям, вегетативным проявлениям («покраснел», «побледнел», «покрылся потом»), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).
Американский психолог Р. Вудвортс разделил мимику на шесть видов:
1) любовь, счастье, радость, веселье;
2) удивление;
3) страх, страдание;
4) гнев, решимость;
5) отвращение;
6) презрение.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
– удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
– страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
– гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
– печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
– счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад [5, c. 54].
Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях:
а) сопровождения речевой части сообщения (« .со вздохом ответил: Какое там хорошо!»);
б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, «по глазам было видно, что это не так»).
Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека - смотрите ему в лицо.
Таблица 1 – схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
| Мимические признаки эмоциональных состояний | ||||||
| Части и элементы лица | Гнев | Презрение | Отвращение | Страх | Удивление | Радость |
| Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот закрыт | ||
| Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
| Форма глаз | Глаза расширены или прищурены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
| Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
| Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови приподняты вверх | ||||
| Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
| Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное | |||


