Чтобы до конца разобраться в структуре и функциях правосознания, рассмотрим поподробнее современное состояние правосознания и правовой культуры белорусского общества.
В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.
Существует и проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.
Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.
Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.
Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
Вот, пожалуй, и все основные выводы, которые я сделала для себя в ходе исследования правового сознания, правовой культуры и правового воспитания.
Список литературы.
1. Белканов Е.А. Проблемы теории государства и права.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
2. Кистяковский Б.А. Теория государства и права.- М.: Издательство "НОРМА", 2004;
3. Малько А.В. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2001;
4. Кудрявцев В.Н. Основы теории государства и права.- М.: Новый юрист, 2005;
5. Морозов П.А. Основы права.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2006;
7. Шкатулла В.И. Правоведение.- М.: Академия, 2005;
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2004;
9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.- М.: Юрайт, 2005;
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание,- М.: Юрайт, 2004.
[1] Белканов Е.А. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[2] Малько А.В. Теория государства и права.- М.: Юристъ,2001.
[3] Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности.- М.: Норма, 2003
[4] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов.- М.: Юрайт, 2005


