Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Как это ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным и рациональным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХ века. Юнг был человеком ХХ века, лишенным позитивистских предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по "Книге перемен", внес значительный вклад в изучение мифа.
Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнга сказалось на их понимании природы бессознательного. Основной точкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской аналитической психологии является тот факт, что с точки зрения последней бессознательное носит коллективный характер.
Воспользовавшись выражением Святого Августина, Юнг назвал эти коллективные проформы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре.
Литература:
1. Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М., Госполитиздат, 1961.
2. Буржуазная философия XX века. М., Политиздат, 1974.
3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.М., Политиздат, 1977.
4. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру.М,. Политиздат, 1985.
5. Хрестомания по культурологии: Учеб. пособие/Под ред. А.А. Радугина.
6. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.,2002.
7. Культурология: Курс лекций/Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997


