Философские истоки концептуальной психотерапии
Страница 4

J.P.Sartre (1905-1980) – французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма – в качестве универсальной структуры личности выявил ее "фундаментальный проект" – недостижимое стремление стать Богом, т.е. тотальным бытием, сознанием, которое было бы одновременно основанием собственного бытия-в-себе (Грицанов, 2002). И это стремление острее проявляется во внутренних механизмах и законах конструкции КСЛ, которая (КСЛ) являясь одним целостным гештальтом, истинной сущностью личности, главной характеристикой индивидуальности, постоянно стремиться к состоянию завершенности, самодостаточности и исключительности.

Основываясь на теоретико-методологических принципах G.Bachelard (1884-1962) – французского философа, основоположника неореализма как подхода в философии науки - – КСЛ как предмет познания концептуального психоанализа и объект воздействия концептуальной психотерапии: 1) не есть непосредственная и очевидная данность обыденного опыта; 2) в конечном счете, есть проекция, реализованный проект, “перспектива определенных идей разума”; 3) в таковом качестве он: а) подвержен изменениям в процессе дальнейшего познания (по мере накопления опыта и возрастания адекватности измерений), б) также, является научным конструктом требующим критического отношения к себе и проявляюет себя "в" и "за" определенной исторической социокультурной данностью (Грицанов, 2002).

Исследования КСЛ, в рамках Концептуальной психотерапии, основываются на Трехлокусном подходе (о котором упоминалось чуть выше) – теоретико-методологическом подходе – которая основывается на идеях C.Popper (1902-1994) – британского философа, логика и социолога – о глобальном миропредставлении, мировосприятия которое выступает C.Popper в обличии теории трех миров: мира явлений физических; мира субъективных, т.е. ментальных и психических состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и неподтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.) (Грицанов, 2002). Суть самого Трехлокусном подхода в том что результаты исследований должны представляться и интерпретироваться с учетом трех локусов, или точек зрений – социумной (“социальные представления” – S.Moscovici; “системы фантазий” - R.Lang), субъектной ("путь мнения" – Парменид Элейский; “мнение” – Платон; “мир субъективных состояний сознания” – C.Popper;) и научно-объективной ("путь истины" – Парменид Элейский; "подлинное знание" – Платон; “мир объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта” – C.Popper).

В заключении хотелось бы сделать акцент на концепции КСЛ, так как именно она является базисной теоретико-философской основой концептуальной психотерапии и в некотором смысле предопределяет природу и направленность методов и техник психотерапии.

Концептуальная система (т.е. объект концептуального психоанализа – Б.А.) по версии R.Avenarius, одного из основателей эмпириокритицизма (1843-1896), есть не что иное как содержание опыта, которое включает в себя то, что есть данное из меня, из среды и из зависимостей между частьями опыта (Грицанов, 2002). Однако природу КСЛ и основные его особенности более точно можно выразить словами знаменитого итальянского философа J.Vico (1668-1744): "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной . он из самого себя сделал целый Мир. <…> человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими" (Грицанов, 2002). И именно с этими словами J.Vico психотерапевт должен каждый раз встречать и провожать клиента…

Список литературы

Амбарцумян В.А. (1973) Философские вопросы науки о вселенной, Ер.: Изд-во АН Армянской ССР, 1973.

Страницы: 1 2 3 4 5