Неофрейдизм
Страница 7

5.4.К. Хорни

К.Хорни (1885-1952) получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она поступила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму.

Нововведение: Введение «образа Я». Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного «образа Я». . Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Это избыточные потребности:

1) в любви и одобрении;

2) в руководстве партнера;

3) в четких ограничениях;

4) во власти;

5) в эксплуатировании других;

6) в обществ, признании;

7) в восхищении собой;

8) в честолюбии;

9) в самодостаточности и независимости;

10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми:

1) ориентация на людей;

2) ориентация от людей;

3) ориентация против людей.

Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности:

1. уступчивый,

2. обособленный ,

3. агрессивный.

Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Выводы :

Неофрейдизм стал новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации.

Неофрейдистам удалось не только уловить те ре­альные противоречия, которые имеют место между лично­стью и современным обществом, но и образно описать «социальные болезни» существующей системы: удушающую атмосферу подавления личности в условиях цивилизации, искаженность «истинных» побу­дительных мотивов деятельности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8