Социально-психологические условия самореализации личности подростка
Страница 2

Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):

Таблица 1

Акцентуации показателей творческой самореализации личности

в западной психологии

Автор

Акцентуация

Технологические принципы

Г.Олпорт

Личность-система,

ядро-человеческое

"Я"

Системный подход к развивающейся и открытой

личности, стремящейся к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации

К.Рождерс

Способность и стремление к непрерывному

Личностному самосовершенствованию

Интегральный механизм саморегуляции поведения путём воздействия на Я-концепцию (пожительную, амбивалентную, отрицательную)

У.Шутц

Самореализация - это

стремление к радости

самоосуществления

Оценка перспектив

биологических, психологических,

социальных с целью тренировки и

развития. Интерперсональная

теория.

Л. Бинсвангер

Критерий духовности-

Психическое здоровье личности

Открытость личности,

непрерывность в становлении,

углубление в себя

А.Маслоу

Духовное становление

самореализующихся

персоналий

Освоение технологии самореализации и

самоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения

Э.Франкл

Самоактуализация-

побочный продукт осуществления смысла

Логотерапия – средство и инструмент постижения универсального смысла жизни

данной личности

А.Адлер

Личностный смысл

жизни объясняет

"индивидуальную

психологию"

Основные силы развития личности:

-стремление к превосходству, успеху, совершенству;

-чувство общности, сотрудничество

А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции

деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10