Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):
Таблица 1
Акцентуации показателей творческой самореализации личности
в западной психологии
|
Автор |
Акцентуация |
Технологические принципы |
|
Г.Олпорт |
Личность-система, ядро-человеческое "Я" |
Системный подход к развивающейся и открытой личности, стремящейся к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации |
|
К.Рождерс |
Способность и стремление к непрерывному Личностному самосовершенствованию |
Интегральный механизм саморегуляции поведения путём воздействия на Я-концепцию (пожительную, амбивалентную, отрицательную) |
|
У.Шутц |
Самореализация - это стремление к радости самоосуществления |
Оценка перспектив биологических, психологических, социальных с целью тренировки и развития. Интерперсональная теория. |
|
Л. Бинсвангер |
Критерий духовности- Психическое здоровье личности |
Открытость личности, непрерывность в становлении, углубление в себя |
|
А.Маслоу |
Духовное становление самореализующихся персоналий |
Освоение технологии самореализации и самоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения |
|
Э.Франкл |
Самоактуализация- побочный продукт осуществления смысла |
Логотерапия – средство и инструмент постижения универсального смысла жизни данной личности |
|
А.Адлер |
Личностный смысл жизни объясняет "индивидуальную психологию" |
Основные силы развития личности: -стремление к превосходству, успеху, совершенству; -чувство общности, сотрудничество |
А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции
деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.


