ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………3
I. Понятие сознания…………………………………………………4
1.2 Критерии сознательного поведения…………………… 4
II. Формы сознания………………………………………………….6
2.2 Политическое сознание….……………………………… 8
2.3 Правовое сознание……………………………………….10
2.4 Нравственное сознание………………………………….12
2.5 Эстетическое сознание………………….……………….14
2.6 Религиозное и атеистическое сознание……………… .16
2.7 Экономическое сознание……………………………… 17
2.8 Экологическое сознание………………… .……………18
2.9 Естественнонаучное сознание…….……………………19
Заключение………………………………………………………… 22
Список использованной литературы……………………….……………….23
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в памяти. Это же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.
Психическая реальность, которая недоступна для прямого измерения или изучения открывается нам в виде ощущений, воспоминаний и мотивов — это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в психологии, философии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова, Узнадзе и Павлова.
Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и человека, а так же появления у человека качественно новой формы — сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре, многообразии форм сознания. О формах сознания и пойдет речь в данной работе.
I. Понятие сознания.
Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и формируемая социальным окружением функция, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в памяти субъекта, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является субъективное содержание памяти - знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, как и его память, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир отображаемый памятью, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.
1.2 Критерии сознательного поведения
Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.
Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.


