И.Н.Казаринова[7] изучала чтение как катализатор духовной жизни. В ходе исследований выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборе путей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты и у «элитарных» читателей, и у «массовых» оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. Так, многие читатели проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе. Следовательно, различные литературные роды и жанры по-разному выполняют психотерапевтическую функцию.
Особенности воздействия родов и жанров художественной литературы на читателя можно представить в виде таблицы[8].
| Особенности использования | |
|
1. Сказки |
Утверждают идеалы добра, правды, справедливости. |
|
2. Классическая литература |
Указывает на ошибки и заблуждения и способствует их преодолению. |
|
3. Биографическая и автобиографическая литература |
Помогает быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти общее с мыслями и судьбами выдающихся людей. |
|
4. Драматургия |
Учит диалогу, правилам общения. |
|
5. Научно- фантастическая литература |
Помогает лучше понять и принять крайности некоторых человеческих ощущений, чувств, влечений. |
|
6. Юмористическая и сатирическая литература |
Учит более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, своеобразной психологической защите. |
|
7. Афористическая литература |
Приучает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам |
|
8. Приключенческая литература |
Большое внимание уделяется негативным чувствам. Тренируется интуиция. Таинственность как способ познания действительности. Разоблачение романтического понимания морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом скрывается грязь, корысть. Побуждает к риску, смелости, находчивости. |
Структура библиотерапевтического воздействия[9]
| Этап | Назначение | Содержание этапа |
|
1. «Вход» в произведение |
Настрой на чтение книги. Воспоминание о ранее прочитанных книгах и сделанных из них выводах. |
Начало чтения книги. Как помогла в жизни информация, почерпнутая из прочитанных ранее книг; использовалась ли она вообще. |
|
2. Расширение |
Расширение представления о чем-либо. Приобретение нового знания, нового опыта. |
Соотнесение собственных трудностей, переживаний с трудностями, переживаниями героев, проблематикой произведения в целом. |
|
3. Интеграция |
Связывание нового опыта с реальной жизнью. |
Сравнение своего поведения с поведением героев, оказавшихся в похожей ситуации. |
|
4. Резюмирование |
Обобщение новой информации, связание ее с уже имеющейся. |
Подведение итогов. Оценка своего поведения в спорной, трудной ситуации. Размышление о других ситуациях реальной жизни, в которых может (могло) быть использовано новое знание. |
|
5. «Выход» из книги |
Закрепление нового знания. |
Принятие решения об ином поведении (подтверждение правильности выбранной линии поведения) в проблемной ситуации. |


