Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии
Страница 5

4. Другие ошибки. В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологом собственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д.

Заключение. Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методов психологического консультирования и тестирования

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной.

Профессиональная этика консультанта сводится к следующим положениям.

По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип “прежде всего - не вреди”.

Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку.

Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.

Остановимся здесь подробнее на некоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является особенно важным.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За формулировкой скрывается целый комплекс профессионального повед­­ения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.

Доброжелательное отношение подразу­мевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта ­может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может б­ыть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.

Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием

Запрет давать советы.

Основания для этого достаточно широки и многообразны.

Прежде всего, к­ак­ов бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема.

К тому же, советуя, консульт­ант берет на себя полностью ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к действител­ьности.

В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что реально вредит консультированию­ приводит к тому, что у клиента вместо активного стремления разобраться в с­воей жизни и изменить ее, формируется массивное и поверхностное отношение к происходящему­.

При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в происходящ­их событиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9