Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем – то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях рецитирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них: В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения связанные с чем – то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты " моторной теории"
внимания, предложенной Т. Рибо. [32. с. 125]
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику или, наоборот редуцировать к другим психическим процессам. Так, У. Джеймс разделяет все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому – либо результату. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данные склоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениям отдает предпочтение причинным теориям. Схема постановки и решения проблемы внимания, предложенная У. Джеймсом, сохранила свое значение вплоть до настоящего времени. Ф. Уорден пишет: " Взявшись за вопрос является ли внимание эффектом или причиной, У Джеймс проложил тот путь, по которому идем и мы , когда пришел к выводу, что возможные ответы в большей степени метафизические, чем научные ". [31. с. 425]
Рассмотрим еще одну теорию, которая связывает внимание с понятием установки.
Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по – разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.
Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации. [40. с. 52 – 53]
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятии объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ или впечатление, и становится объектом внимания. Отсюда и название " объективация".
Этот процесс, названный актом объективации, Д.Н. Узнадзе отождествляет с вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику. В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.


