Преодоление конфликтов: конструктивное общение
Страница 2

Таблица 1. Примеры типовых фраз при решении конфликтной

ситуации с использованием техники "активного слушания"

Что сказано другим человеком

Что он чувствует или подразумевает

Что можно сказать, чтобы раскрыть чувства

"Делай что хочешь"

"Мне не нравится то, что ты собираешься сделать, но мое мнение тебя не волнует. Я думаю, ты сделал бы это в любом случае"

"Мне кажется, что тебе это не нравится. А чего ты в действительности хочешь?"

"Мне все равно"

"Мне не все равно, но говорить об этом нет смысла, ведь ты меня не слушаешь"

"Но тебя же раздражает случившееся, и меня заботит это"

"Поступай так, как считаешь нужным"

"Я слишком устал спорить с тобой. Поступай, как хочешь, хоть я и против"

"А как считаешь нужным ты? Я хочу, чтобы мы оба достигли желаемого"

"Ладно" или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе .

"Я не согласен и на самом деле обижен и зол на тебя"

"Но тебе это не нравится. Я действительно хочу знать, как ты к этому относишься"

Алгоритм использования техники "активного слушания"

Слушайте с сочувствием. Какими бы отрицательными эмоциями вы ни были охвачены, попытайтесь представить себя на месте другого человека. Вообразите, как вы и ваши ответы воспринимаются с его позиции.

Сосредоточьтесь на предмете разговора. Не позволяйте себе отвлекаться, концентрируйте внимание на особенности личности говорящего. Необходимо слушать то, о чем говорит человек и что составляет предмет разговора.

Относитесь к говорящему уважительно. Помните, что вы не должны погрязнуть во взаимном эмоциональном неприятии и оскорблениях.

Слушайте внимательно, не делая оценок. Это наилучший способ дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и выразить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы.

Необходимо высказать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Повторите в процессе диалога те пункты, которые отмечены собеседником как наиболее важные.

Выделите то, что вы не поняли или в чем не уверены. В процессе диалога целесообразно задавать следующие вопросы: "Вы имеете в виду, что ?", "Вы чувствуете раздражение (гнев, обиду) по поводу ?", "Не могли бы вы рассказать о случившемся подробнее?", "Я не понял, что вы только что сказали?"

Подобные вопросы помогут вам побудить собеседника к дальнейшему разговору, если вы чувствуете, что собеседник не полностью описал ситуацию, свою точку зрения или свои эмоции. Когда вы спрашиваете, то необходимо задавать вопросы доброжелательным тоном, располагать собеседника к откровенности.

Используйте для поддержания разговора неречевые средства. Улыбайтесь, склоняйтесь к говорящему, кивайте, смотрите в глаза. Показывайте, что вы внимательно слушаете и воспринимаете сказанное.

Помните, что основная задача состоит в том, чтобы показать человеку, что вы небезразличны к сказанному им. Если вы искренне интересуетесь словами и чувствами других, то вы вправе рассчитывать на успех в процессе решения конфликтной ситуации.

Защита собственных чувств

Когда вокруг конфликта уже удалось организовать переговорный процесс, то необходимо помнить о способе выражения ваших собственных чувств и интересов. Ключевой подход в этом случае состоит в использовании "Я-утверждений" или "Я-обращений". Главное - научиться говорить о том, чего вы хотите, что вам необходимо, что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы. Но при этом не оказываете обвинительного воздействия на собеседника. Таким образом вы не осуждаете, не обвиняете и не атакуете оппонента. Следовательно, конфликтная ситуация не обостряется.

Страницы: 1 2 3 4 5