Преодоление конфликтов: конструктивное общение
Страница 3

"Вы-утверждения" или "Вы-обращения", напротив, могут усугублять конфликты, так как для другого человека они представляются обвинительными, осудительными, наступательными и, следовательно, вынуждающими занимать оборонительную позицию. Вот примеры типичных "Вы-утверждений": "Вы ошибаетесь"; "Вы должны сделать ."; "Вы поступаете опрометчиво"; "Вы всегда .". Основная ошибка такого общения состоит в том, что создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Безусловно, при таком диалоге ситуация только ухудшается.

Приведем примеры того, как обвинительные "Вы-утверждения" можно превратить в более мягкие и эффективные "Я-утверждения" (см. табл. 2).

Таблица 2. Переход от "Вы-утверждений" к "Я-утверждениям"

"Вы-утверждения" (интонация обвинения)

"Я-утверждения" (интонация выражения чувств, интересов)

"Когда вам что-нибудь нужно от меня, вы сообщаете об этом в последнюю минуту"

"Когда вы в последнюю минуту просите меня составить план, я не всегда могу быть свободным для работы с вами, хотя я и готов сделать все, что могу. Я прошу предупреждать меня заранее о предстоящей работе"

"Почему вы всегда меня перебиваете?"

"Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, перебивая меня, то я не могу сконцентрироваться на том, что именно вы говорите. Я был бы вам очень благодарен, если бы вы дали возможность мне высказаться"

"Вы никогда не делаете того, чего хочу я; вы всегда поступаете по своему усмотрению"

"Когда вы принимаете решения за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду и мне кажется, что вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось совместного обсуждения волнующих нас проблем с учетом наших общих желаний"

Характер - наш враг!

Итак, эффективность разрешения конфликтной ситуации во многом зависит от владения грамотными техниками общения. Но следует отметить, что владение техникой конструктивного общения зависит и от нашего характера. Если вы склонны проявлять только стратегии противоборства в разрешении противоречий, то, к сожалению, вы конфликтный человек. Ваши психологические особенности таковы, что вы склонны винить в своих неудачах и постоянных столкновениях с коллегами не самого себя, а других людей. Вы видите конфликт там, где его нет, а при провокации конфликта посредством своих собственных действий переносите все претензии на окружающих. Обладателям такого характера значительно проще обвинять другого "во всех грехах", нежели обратить внимание на проблемы собственного поведения и общения с окружающими.

Первое, что необходимо посоветовать такому человеку, - обратить свою мощную энергию критического анализа на самого себя. Важно самому себе задать вопросы:

"Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?";

"Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я ни работал?!"

Начало позитивного самоизменения в общении состоит в способности к коммуникативной рефлексии - умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - это не просто знание или понимание партнера, а познание того, как человек реагирует на наши слова и действия, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Важно попытаться понять: что этот другой чувствует, что он думает, какие последствия могут иметь жесткие и обидные слова, которые конфликтующий в состоянии гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?

Страницы: 1 2 3 4 5