культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в
ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и
удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в
сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей
говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими
нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно
и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о
которых речь впереди.
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения,
система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы:
оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не
обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и
т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее
определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил,
определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются:
ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм
нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или
профессиональной группы.
Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают
общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или
узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не
принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий,
знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших
времен, описанная в журнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали
слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На
одном из крыльев трепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же
крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со
скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура -
король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями.
Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными
полицейскими.
И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный
знак приветствия короля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты
- чужой, принадлежишь другому обществу, другой нации.
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е.
Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение
или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета
своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых
проявлениях."
Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А.
Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение
речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого
поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое
определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого
поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул
общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта
собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности
человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам,
педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует
приобретению авторитета, порождает доверие и уважение
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий


