История возникновения речевого этикета
Страница 2

культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в

ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и

удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в

сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей

говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими

нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно

и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о

которых речь впереди.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения,

система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы:

оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не

обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и

т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее

определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил,

определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются:

ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм

нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или

профессиональной группы.

Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают

общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или

узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не

принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий,

знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших

времен, описанная в журнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали

слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На

одном из крыльев трепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же

крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со

скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура -

король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями.

Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными

полицейскими.

И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный

знак приветствия короля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты

- чужой, принадлежишь другому обществу, другой нации.

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е.

Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение

или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета

своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых

проявлениях."

Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А.

Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение

речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого

поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое

определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого

поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул

общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта

собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности

человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам,

педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует

приобретению авторитета, порождает доверие и уважение

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий

Страницы: 1 2 3