Воображение в дошкольном возрасте
Страница 1

Содержание

Введение 3

I. Понятие о воображении в психологии:

1.1. Теоретическое представление о воображении 5

1.2. Виды воображения 10

1.3. Функции воображения 20

II. Воображение в онтогенезе:

Психологические особенности воображения детей 22

дошкольного возраста

Проявление воображения в игровой деятельности 26

дошкольника

Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31

Выводы 35

Список литературы 37

ВВЕДЕНИЕ

Воображение - психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались такие исследователи: О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Вернер и другие.

Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.

Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.

Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.

Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника

Задачи курсовой работы:

· Изучить и проанализировать научно - психологическую литературу на тему «воображение»;

· Раскрыть сущность понятия «воображение»;

· Определить типы и виды воображения;

· Охарактеризовать основные функции воображения

Работа состоит из введения, двух теоретических разделов, выводов и списка литературы.

В первом разделе рассмотрено: понятие воображения как психического познавательного процесса создания новых образов, основные его виды и функции.

Во втором разделе рассмотрено: роль воображения в жизни дошкольника, проявления воображения в игровой деятельности дошкольника, а так же сравнительный анализ проявления воображения в дошкольном и зрелом возрастах.

I. Понятие о воображении в психологии

1.1. Теоретическое представление о воображении

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.[15]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15