Содержание
Введение 3
I. Понятие о воображении в психологии:
1.1. Теоретическое представление о воображении 5
1.2. Виды воображения 10
1.3. Функции воображения 20
II. Воображение в онтогенезе:
Психологические особенности воображения детей 22
дошкольного возраста
Проявление воображения в игровой деятельности 26
дошкольника
Воображение в зрелом и дошкольном возрастах 31
Выводы 35
Список литературы 37
ВВЕДЕНИЕ
Воображение - психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала.
Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались такие исследователи: О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, Р. С. Немов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Вернер и другие.
Данная тема курсовой работы является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
Объект изучения – особенности познавательной сферы дошкольника и его роль.
Предмет изучения – воображение в игровой деятельности дошкольника.
Цель курсовой работы – определить роль воображения в психическом развитии дошкольника
Задачи курсовой работы:
· Изучить и проанализировать научно - психологическую литературу на тему «воображение»;
· Раскрыть сущность понятия «воображение»;
· Определить типы и виды воображения;
· Охарактеризовать основные функции воображения
Работа состоит из введения, двух теоретических разделов, выводов и списка литературы.
В первом разделе рассмотрено: понятие воображения как психического познавательного процесса создания новых образов, основные его виды и функции.
Во втором разделе рассмотрено: роль воображения в жизни дошкольника, проявления воображения в игровой деятельности дошкольника, а так же сравнительный анализ проявления воображения в дошкольном и зрелом возрастах.
I. Понятие о воображении в психологии
1.1. Теоретическое представление о воображении
В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.[15]


