Воображение в дошкольном возрасте
Страница 14

В связи с этим, необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности. Особенно часто эти опасные стороны воображения обнаруживает переходный возраст. Удовлетворить себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир отвращает силы и волю подростка от мира действительного. Некоторые авторы даже полагали, что развитие мечтательности и связанной с нею замкнутости и погружения в себя составляет непременную черту этого возраста. Тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. [2]

Выводы

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

Список литературы

1. Богословский В.В. Основы общей психологии. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов.- 3-е изд.,перераб. – М.: ”Академия” 1981.- 423 с.

2. Боно Э. Латеральное мышление/Э. Боно// Пер. с англ. П. А. Самсонов.-Мн.: ООО “Попурри“, 2005.- 384 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: “СОЮЗ”, 1997, с.66-69.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: “СОЮЗ”, 1999.- c.102-126.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: “Знание”, 1986. - с.38-50.

6. Дубровина И.В, Психология. – М.: “Просвещение”, 1999. – 405 с.

7. Зворыгина Е.В. Игра дошкольника. – М.:”Просвещение”, 1988.-96с.

8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащ. пед. училищ.-2-е узд., перераб. и доп. – М.: “Просвещение”, 1986.- 336 с.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.; “Просвещение”, 1988.-189 с.

10. Люблинская А.А. Детская психология. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов.- М.: ”Просвещение”, 1971. - с.200-230.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15