Зрительно-кинестетическая диссоциация
Страница 3

Поддержание состояния «здесь и сейчас»

Очень важно поддерживать сознание клиента в состоянии «здесь и сейчас», которое является наиболее ресурсным во многих аспектах, а в частности – из него возможны изменения паттернов психики.

Исходя из этого, терапевт должен быть предельно внимателен ко внешним признакам состояния «здесь и сейчас», поддерживать их, не давая клиенту уйти в область бессознательных фантазий, одновременно поддерживая диссоциацию от травмирующего опыта.

Показателями фиксации на «здесь и сейчас» являются

· Взгляд прямо вперед, а не в стороны

· Ровное и неглубокое дыхание

· Естественный цвет лица

Если терапевт замечает изменение этих показателей, его задачей является вернуть клиента в «реальность». Терапевт убедительно настаивает на том, чтобы клиент открыл глаза, увидел комнату, услышал голос терапевта, встал и предпринял любые другие меры. Например:

Терапевт: "Надя, встань и послушай меня (терапевт заставляет клиентку подняться). Открой глаза и посмотри на меня. Заметь, что ты со мной и ты в сохранности. И поскольку ты здесь, ты не можешь быть там".

Когда клиент придет в себя, терапевт снова вызывает у него ресурсное состояние и снова стабилизирует его с помощью якоря (просто взять клиента за руку часто может быть эффективным якорем), прежде чем снова начать. Терапевт также может использовать субмодальности, чтобы помочь клиенту оставаться диссоциированным. Например, представление можно сделать меньше или отодвинуть его подальше, сцена может быть черно-белой, клиент может смотреть сверху

После того, как клиент «досматривает» свой фильм в состоянии диссоциации, терапевт переходит к следующему шагу.

·

Перемотка

В конце «просмотра» терапевт предлагает клиенту вновь ассоциироваться со своим образом. Затем находясь «здесь и сейчас» произвести как бы перемотку своего фильма от начала к концу. То есть с момента «опасность миновала» через травматическую ситуацию и к исходному состоянию безопасности перед возникновением аффекта.

Терапевт: "Надя, следующий шаг может показаться немного необычным, и я не хочу, чтобы вы его делали до тех пор, пока вы не поймете полностью мое объяснение. Хорошо?"

Клиентка: "Хорошо".

Терапевт: "Теперь, когда та сцена на экране закончилась, вы можете увидеть стоп-кадр с Надей после того, как все закончилось. Опасность миновала, она в сохранности. Так что вы можете войти прямо в стоп-кадр, и стать Надей после того, как травматический момент закончился. И когда вы окажитесь там, все будет цветным и фильм быстро перемотается назад. Вы когда-нибудь видели, как фильм перематывают назад?"

Клиентка: "Да".

Терапевт: "И все просто несется задом наперед. Если кто-то в этой сцене уронил яйцо, когда фильм перематывают назад, бесформенная масса подпрыгивает с пола и снова превращается в целое яйцо. Именно это и произойдет. Вы можете уделить все время, которое вам необходимо, чтобы оказаться в конце этой сцены, но помните, что когда фильм начнет перематываться назад, это произойдет очень быстро, так что примерно через секунду вы окажетесь в моменте до того, как что-либо произошло. Это понятно?"

Клиентка: "Вы имеете в виду, что я буду внутри фильма, когда он будет перематываться назад?"

Терапевт: "Да, именно так. И не останавливайтесь, пока вы не окажетесь в моменте до травматического эпизода".

Терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента, чтобы убедиться, что он точно следует инструкциям. Если у терапевта есть какие-либо сомнения, он может проинструктировать клиента, чтобы тот повторил процесс.

Терапевт: "Вы оказались в моменте до начала?"

Клиентка: "Да".

Терапевт: "Хорошо. На этот раз я хочу, чтобы вы сделали то же самое, вошли в сцену в конце, но теперь фильм будет перематываться назад даже еще быстрее".

Процесс повторяется до полного исчезновения негативных симптомов.

Результаты

В результате применения техники «зрительно-кинестическая диссоциация» решаются три задачи.

Страницы: 1 2 3 4