Формирование мотивации учения в подростковом возрасте
Страница 13

Обработка результатов.

В исследовании приняли участие 81 человек. Проанализировав результаты, я пришла к выводу:

Русский язык:

Интересно – 21 чел (25%)

Необходимо – 16 чел (19%)

Математика:

Интересно – 30 чел (37 %)

Необходимо – 42 чел (51%)

История:

Интересно – 14 чел (17%)

Необходимо – 12 чел (14%)

Иностранный язык:

Интересно – 34 чел (42%)

Необходимо – 26 чел (32%)

Физическая культура:

Интересно – 37 чел (46%)

Необходимо – 41 чел (51%)

Литература:

Интересно – 28 чел (34%)

Необходимо – 22 чел (27%)

Биология:

Интересно – 16 чел (20%)

Необходимо – 12 чел (15%)

География:

Интересно – 21 чел (26%)

Необходимо – 20 чел (25%)

Музыка:

Интересно – 7 чел (9%)

Необходимо – 4 чел (5%)

Труд:

Интересно – 24 чел (30%)

Необходимо – 17 чел (21%)

Еще я провела среди этих же учащихся анкету, определяющую доминирующие мотивы учения. Ученикам напротив следующих наименований мотивов учения надо было поставить указанные баллы:

1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

2. Хочу закончить школу и учиться дальше

3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего

4. Хочу быть культурным и развитым человеком

5. Хочу получать хорошие отметки

6. Хочу получать одобрение родителей

7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

8. Хочу быть лучшим учеником в классе

9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе

11. Мне нравится учиться

12. Люблю узнавать новое

13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать

16 . Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.

Мотивы обучения:

· мотив долга и ответственности – № 1;

· мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

· мотивы собственного благополучия – № 5–7;

· мотивы престижности – № 8–10;

· мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

· мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Проанализировав результаты, я пришла к следующему выводу: мотивы самоопределения и самосовершенствования являются доминирующими мотивами учения у большинства учеников (62%). На втором месте - мотивы отношения к процессу учения (14%). На третьем месте – мотив долга и ответственности (11%). На четвертом – мотив собственного благополучия (9%). И, наконец, на последнем месте – мотив содержания учебной деятельности (4%).

Далее я предложила учащимся заполнить анкету по изучению мотивации учения ( см. Приложение 3). Их вниманию были предложены незаконченные предложения и варианты ответов к нему. Учащиеся должны были подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с их собственным мнением.

Обработка результатов.

Вопросы 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

Варианты ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

4

0

5

5

3

5

3

3

0

б

5

4

2

4

5

1

3

3

3

в

5

4

3

3

5

0

5

2

3

г

4

5

3

5

3

3

0

5

5

д

3

4

5

3

0

3

5

0

3

е

3

-

2

4

2

-

2

1

1

ж

3

-

3

4

1

-

1

-

3

з

-

-

-

-

0

-

-

-

5

 

1

2

3

 

Показатели мотивации

 
 

Показатели мотивации

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19