Обработка результатов.
В исследовании приняли участие 81 человек. Проанализировав результаты, я пришла к выводу:
Русский язык:
Интересно – 21 чел (25%)
Необходимо – 16 чел (19%)
Математика:
Интересно – 30 чел (37 %)
Необходимо – 42 чел (51%)
История:
Интересно – 14 чел (17%)
Необходимо – 12 чел (14%)
Иностранный язык:
Интересно – 34 чел (42%)
Необходимо – 26 чел (32%)
Физическая культура:
Интересно – 37 чел (46%)
Необходимо – 41 чел (51%)
Литература:
Интересно – 28 чел (34%)
Необходимо – 22 чел (27%)
Биология:
Интересно – 16 чел (20%)
Необходимо – 12 чел (15%)
География:
Интересно – 21 чел (26%)
Необходимо – 20 чел (25%)
Музыка:
Интересно – 7 чел (9%)
Необходимо – 4 чел (5%)
Труд:
Интересно – 24 чел (30%)
Необходимо – 17 чел (21%)
Еще я провела среди этих же учащихся анкету, определяющую доминирующие мотивы учения. Ученикам напротив следующих наименований мотивов учения надо было поставить указанные баллы:
1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
2. Хочу закончить школу и учиться дальше
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение родителей
7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим учеником в классе
9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11. Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16 . Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
Мотивы обучения:
· мотив долга и ответственности – № 1;
· мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
· мотивы собственного благополучия – № 5–7;
· мотивы престижности – № 8–10;
· мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
· мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Проанализировав результаты, я пришла к следующему выводу: мотивы самоопределения и самосовершенствования являются доминирующими мотивами учения у большинства учеников (62%). На втором месте - мотивы отношения к процессу учения (14%). На третьем месте – мотив долга и ответственности (11%). На четвертом – мотив собственного благополучия (9%). И, наконец, на последнем месте – мотив содержания учебной деятельности (4%).
Далее я предложила учащимся заполнить анкету по изучению мотивации учения ( см. Приложение 3). Их вниманию были предложены незаконченные предложения и варианты ответов к нему. Учащиеся должны были подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с их собственным мнением.
Обработка результатов.
Вопросы 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
|
Варианты ответов |
Номера предложений и баллы, им соответствующие. | ||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
|
а |
4 |
0 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 |
|
б |
5 |
4 |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
|
в |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
0 |
5 |
2 |
3 |
|
г |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 |
5 |
5 |
|
д |
3 |
4 |
5 |
3 |
0 |
3 |
5 |
0 |
3 |
|
е |
3 |
- |
2 |
4 |
2 |
- |
2 |
1 |
1 |
|
ж |
3 |
- |
3 |
4 |
1 |
- |
1 |
- |
3 |
|
з |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
5 |
|
1 |
2 |
3 | |||||||
|
Показатели мотивации | |||||||||
|
Показатели мотивации | |||||||||


