3.6. Профилактика и устранение выгорания.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к выгоранию. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
В ходе нашего исследования было протестировано 30 человек в возрастной группе от 17 до 57 лет. По методики профессионального выгорания.
Методика имеет три шкалы:
- психоэмоционального истощения (ПИ)
- личностного отдаления (ЛО)
- профессиональной мотивации (ПМ)
Количественная оценка «профессионального выгорания» по каждой из шкал осуществляется путем подсчета общего количества баллов по каждой из шкал и суммарного подсчета баллов по всем шкалам.
Психоэмоционального истощения (ПИ) – процесс исчерпывания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, который работает с людьми. Истощение проявляется в виде хронической физической и эмоциональной усталости, равнодушия, холодности по отношению к людям, в виде депрессии, раздражения.
Личностного отдаления (ЛО) –
Таблица 1.
Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у испытуемых.
|
Фаза | 1 группа | 2 группа | 3 группа | всего | ||||||
|
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |||
| симптомы | ||||||||||
| "Напряжения" | 1 |
"переживания психотравмирующих обстоятельств" | ||||||||
|
сложившийся | 15 | 37,5 | 6 | 15,0 | 21 | 52,5 | ||||
|
складывающийся | 3 | 7,5 | 3 | 7,5 | ||||||
| 2 |
"неудовлетворенности собой": | |||||||||
|
сложившийся | 2 | 5,0 | 1 | 2,5 | 3 | 7,5 | ||||
|
складывающийся | 11 | 27,5 | 6 | 15,0 | 1 | 2,5 | 18 | 45,0 | ||
| 3 |
"загнанности в клетку": | |||||||||
|
сложившийся | 6 | 15,0 | 4 | 10,0 | 10 | 25,0 | ||||
|
складывающийся | 6 | 15,0 | 4 | 10,0 | 10 | 25,0 | ||||
| 4 |
"тревоги и депрессии": | |||||||||
|
сложившийся | 9 | 22,5 | 1 | 2,5 | 10 | 25,0 | ||||
|
складывающийся | 2 | 5,0 | 3 | 7,5 | 2 | 5,0 | 7 | 17,5 | ||
| "Резистенции" | 1 |
"неадекватного эмоционального реагирования" | ||||||||
|
сложившийся | 12 | 30,0 | 1 | 2,5 | 13 | 32,5 | ||||
|
складывающийся | 4 | 10 | 7 | 17,5 | 11 | 27,5 | ||||
| 2 |
"эмоционально-нравственной дезориентации" | |||||||||
|
сложившийся | 7 | 17,5 | 0,0 | 7 | 17,5 | |||||
|
складывающийся | 4 | 10,0 | 4 | 10,0 | 1 | 2,5 | 9 | 22,5 | ||
| 3 |
"расширение сферы экономии эмоций" | |||||||||
|
сложившийся | 13 | 32,5 | 5 | 12,5 | 1 | 2,5 | 19 | 47,5 | ||
|
складывающийся | 4 | 10,0 | 3 | 7,5 | 7 | 17,5 | ||||
| 4 |
"редукции профессиональных обязанностей": | |||||||||
|
сложившийся | 9 | 22,5 | 1 | 2,5 | 10 | 25,0 | ||||
|
складывающийся | 2 | 5,0 | 3 | 7,5 | 2 | 5,0 | 7 | 17,5 | ||
| "Истощения" | 1 |
"эмоционального дефицита" | ||||||||
|
сложившийся | 8 | 20,0 | 1 | 2,5 | 9 | 22,5 | ||||
|
складывающийся | 3 | 8 | 4 | 10 | 1 | 2,5 | 8 | 20,5 | ||
| 2 |
"эмоциональной отстраненности" | |||||||||
|
сложившийся | 7 | 17,5 | 7 | 17,5 | ||||||
|
складывающийся | 7 | 17,5 | 4 | 10,0 | 1 | 2,5 | 12 | 30,0 | ||
| 3 |
"личностной отстраненности": | |||||||||
|
сложившийся | 11 | 27,5 | 11 | 27,5 | ||||||
|
складывающийся | 3 | 7,5 | 5 | 12,5 | 2 | 5,0 | 10 | 25,0 | ||
| 4 |
"психосоматических и психовегетативных нарушений": | |||||||||
|
сложившийся | 9 | 22,5 | 1 | 2,5 | 10 | 25,0 | ||||
|
складывающийся | 5 | 12,5 | 7 | 17,5 | 12 | 30,0 | ||||


