Феноменология лидерства и особенности процесса выгорания
Страница 5

2.3.Типы лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он вос­принимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уве­рен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого досто­инства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие лично­сти на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за реше­ние проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опас­ности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хва­тает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безум­ство храбрых» — вот его стиль.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его впол­не можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупре­дителен, способен к сопереживанию.

2.4.Виды лидерства. Психоаналитический подход.

Фрейд осмысливал лидерство как двуединый психологический процесс: с од­ной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе его лежит способ­ность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхи­щения, обожания, любви. Преклонение перед одной и той же личностью может вывести ее в лидеры. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

«Патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носи­тель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

«Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным. Это домини­рующая, авторитарная личность, ее обычно боятся и подчиняются смиренно.

«Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

«Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоци­ям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого че­ловека обожают и часто не замечают его недостатков.

«Герой». Жертвует собой ради других; проявляет себя в ситуациях группового протеста: благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

«Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликт­ной личности, эмоционально заражает других.

«Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.

«Изгой».

«Козел отпущения».

Два последних типа — это, по существу, примеры антилидера, объекта агрес­сивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто груп­па объединяется для борьбы с ними, но стоит ему исчезнуть, как она начинает рас­падаться, так как пропадает общегрупповой стимул.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19