Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.
Таблица. Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж.Холланду)
| Тип личности | Тип профессиональной среды | |||||
| Р | И | С | К | П | Х | |
|
Реалистический (Р) Интеллектуальный (И) Социальный (С) Конвенциональный (К) Предпринимательский (П) Художественный (Х) | ++ + - - + - - | + ++ - - - - + | - - - ++ - + + | + - - ++ + - - | - - - + + ++ - | - + + - - - ++ |
Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;
- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии [32].
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
По характеру труда выделяются два класса профессий.
1. Профессии исполнительского класса: связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
2. Профессии творческого класса: связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).


