Психологическое просвещение достигается:
проведением занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;
оказанием консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки по психолого-педагогической проблематике;
организацией циклов лекций, вечеров вопросов и ответов по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
проведением консультаций для командиров (начальников), других категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала по интересующим их вопросам психологии;
привлечением к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
26. Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
При этом решаются задачи:
разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;
поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;
психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.
Психологическая помощь оказывается психологом во время приема военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Порядок приема психологом в воинской части (на корабле) определяется приказом командира (начальника), в котором устанавливаются дни, часы и место приема.
Психолог обязан вести журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью.
Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).
а) Диагностический этап включает:
выяснение сути обращения (заявленной проблемы) военнослужащего;
всестороннее изучение личности военнослужащего, постановку первичного психологического диагноза;
анализ полученных данных, окончательное формулирование психологической проблемы (диагноза), выработку стратегии и тактики оказания психологической помощи.
б) Этап психологического воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.
При этом психолог применяет специальные формы и методы работы:
психологическое консультирование
различные формы индивидуальной и групповой работы психолога
в) Этап психологического сопровождения включает:
регулярное наблюдение со стороны психолога за поведением и служебной деятельностью лиц, состоящих у него на учете;
проведение, при необходимости, дополнительных психологических консультаций;
инструктирование и обучение ближайшего социального окружения военнослужащего, (командиров, сослуживцев, членов семей, близких родственников и знакомых) правилам поведения с ним, способам и формам оказания психологической поддержки;
контроль за выполнением рекомендаций психолога.
Психологическая помощь носит психопрофилактическую или психокоррекционную направленность.
Психологическая профилактика предполагает:
систематическую, согласованную работу психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;


