Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека
Страница 7

Эти три системы регуляции поведения характерны как для человека, так и для животного. Эти системы не нуждаются в представ­лении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребно­сти, достаточно потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа. Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.

4. Четвертый ответ уже специфичен для человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормативности, социальных ожиданий, где критерием регуляции выступает соответствие определенным ожиданиям социально значи­мой группы. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать, в той или иной мере, социальные ожидания, интересы социального целого необходимо. Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельно­сти, учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, она связана с рас­ширением контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную структуру этих отношений.

5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Действие, ориентирующееся на смысл — это действие, которое ориенти­руется на всю систему отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным образом вся система отно­шений с миром и вся далекая временная перспектива.

6. Шестой ответ: «А почему бы и нет?». В нем отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения или систем регуляции деятельности, в той или иной степени, присущи всем, психически здоровым и полноценным людям, то шестая ло­гика или система присуща не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифферен­циально-психологическую характеристику [7, с. 155-156].

Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной моделью личности [7].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервирован­ные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокуп­ным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем фун­кционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлеж­ность к социальному целому.

Леонтьев приводит слова К.Клакхона, который ха­рактеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключи­тельно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].

Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:

- Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.

- Система ценностных ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его ценностей наряду с полученным воспитанием.

- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться ценностными ориентациями личности.

- Ценностные ориентации зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности, транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его личности.

Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9