Эти три системы регуляции поведения характерны как для человека, так и для животного. Эти системы не нуждаются в представлении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, достаточно потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа. Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.
4. Четвертый ответ уже специфичен для человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормативности, социальных ожиданий, где критерием регуляции выступает соответствие определенным ожиданиям социально значимой группы. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать, в той или иной мере, социальные ожидания, интересы социального целого необходимо. Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельности, учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, она связана с расширением контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную структуру этих отношений.
5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Действие, ориентирующееся на смысл — это действие, которое ориентируется на всю систему отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным образом вся система отношений с миром и вся далекая временная перспектива.
6. Шестой ответ: «А почему бы и нет?». В нем отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения или систем регуляции деятельности, в той или иной степени, присущи всем, психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика или система присуща не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-психологическую характеристику [7, с. 155-156].
Взгляд на личность через призму этих шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной моделью личности [7].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому.
Леонтьев приводит слова К.Клакхона, который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].
Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:
- Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.
- Система ценностных ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его ценностей наряду с полученным воспитанием.
- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться ценностными ориентациями личности.
- Ценностные ориентации зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности, транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его личности.
Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.


