Менталитет и национальный характер
Страница 5

Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества. Менталитет наиболее фундаментальное, глубинное, устойчивое качество, практически неизменяемое в общественной психологии нации. А массовое сознание – это сознание, которое присуще основной массе членов общества, оно стихийно возникает в ходе повседневной житейской практики людей, включает и изменчивые компоненты (массовые настроения), общественное мнение, массовая идеология, которые быстро могут меняться под влиянием средств массовой информации, изменения условий жизни и текущих ситуаций), и устойчивые, инерционные компоненты (это обыденное, традиционное сознание людей, глубинный менталитет народа). Может возникать разрыв между изменчивыми слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствие чего растет противоречивость людей, увеличивается число конфликтов, девиантных форм поведения людей, число заболеваний и психических нарушений.

Русскому менталитету присущи: 1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных; 2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность – равенство людей а не индивидуальная свобода; 3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка; 4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции; 5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе, 6) вера великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие; 7) борьба в русской душе восточного и западного начала; 8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность направленность на будущее. 9) созерцательность, мечтательность идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям; 10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

Заключение

Таким образом можно сделать вывод: действительно эти два понятия менталитет и национальный характер схожи, но в то же время разные. Национальный характер - совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения, а менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Таким образом, для конструктивизма этничность – вопрос сознания; членство в этнической группе зависит от представления индивида о том, что такое группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы.

Список литературы

1. Столяренко В.Е. «Антропология – системная наука о человеке: учебное пособие для студентов ВУЗов». – 2ое изд. – Ростов – на – Дону: Феникс,2004 – 384с.

2. Рогинский Я.Я. Антропология. – М., 1978.

3. Григорян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

4. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов н/Д, 2002.

5. Хрисанфова Е.Н. Антропология. – М., 1991.

Страницы: 1 2 3 4 5 6