Феномен "воображаемого партнера"
Страница 2

Мы изучили 7 случаев наличия у детей феномена ВП. Работа велась с каждым ребенком индивидуально. Исследование длилось 8 месяцев, однако среднняя продолжительность работы с одним ребенком состовила примерно 3 недели, по 2 встречи в неделью. В состав условной группы вошли 2 девочки и 5 мальчиков в возрасте от 3-х до 5 лет. Основными методами исследования были индивидуальное и ко-рисование, игра в куклы и сочинение волшебной сказки.

Критерии различия нормы и патологии. Чеснокова О.Б. и Яремчук М.В. основными критериями различия “воображаемого партнера” в рамках нормального и патологического развития отмечают совокупность следующих признаков: 1) адекватность различения ребенком реального и воображаемого мира; 2) влияние взаимодействия ребенка с ВП на реальные контакты с другими людьми (препятствует или нет); 3) возрастные рамки существования ВП; 4) длительность существования ВП; 5) значение ВП для ребенка.

Наблюдения сделанные нами показали, что можно ввести по крайней мере, еще один критерий определения нормы и патологии, а именно: имеют ли нечто общее характеристики ВП с личностными особенностями самого ребенка (например насколько “желания” ребенка и ВП расходятся; ребенок спокойный, комформный а ВП агрессивен и упрям).

М. 3 года: “Мой “друг” хочет отрезать руки ноги моему мишке, но я не хочу он (мишка) хорошый, я заплачу если он это сделает”.

Если путем простого анализа можно понять что, то что делает или то что говорит ВП исходят из личности самого ребенка, из его переживаний, потребностей и желаний, то данный полюс критерия тяготеет к нормальным проявлениям развития.

Хотя и тогда, когда невозможно или очень трудно определить насколько проявления ВП детерминированы личностными особенностями ребенка, и тогда нельзя сразу предпологать, что в данном случае имеем дело с психопатологией. Быть может ребенок проецирует те свои желания, потребности и переживания, которые скрыти от его сознания и исходят из глубин бессознательного. Но опять же тут стоит ставить еще одно условие: насколько “нормально” то явление, что импульсы бессознательного проецируются путем их атрибуции на ВП, а самим ребенком не осознаются и не проявляются в его поведении.

Функции ВП. Принято описывать следующие функции ВП:

  • Защита ребенком себя от страхов, которые возникают от осознания того факта, что окружающая реальность не поддается их контролю;
  • Избавление ребенка от чувства вины при нарушении моральных норм и способ избежать наказания;
  • Компенсация и преодоление тяжелой психотравмирующей ситуации.

Анализируя результаты своих исследований Чеснокова О.Б. и Яремчук М.В. отметили следующие функции ВП:

  • Функция ориентировки – ребенок проигрывает разные варианты значимых для себя ситуаций, переживая связанными с ними эмоции и объективируя свои переживания, за счет чего и ориентируется в проблемной ситуации и проигрывает способы ее изменения во внутреннем плане;
  • Компенсаторно-замещающая – моделирование позитивных ситуаций общения в случае реальных проблемных или обыденных социальных контактов.
  • Защитная - стабилизация самооценки ребенка в случае длительных психотравмирующих ситуаций, угрожающих образу Я; снижение отрицательных эмоциональных переживаний и уровня фрустрации.

Функции ВП. Результаты исследований Чеснокова О.Б. и Яремчук М.В. показали наличие следующих функций ВП: 1) функция ориентировки; 2) компенсаторно-замещающая функция; 3) защитная функция.

Однако, наши наблюдения показали, что относительно выявления и классификации функций ВП есть один ньюанс, который не учитывают многие специалисты, а именно: перед тем как классифицировать те или иные функции ВП, необходимо диференцировать их (функции) по двум категориям – в рамках нормального развития ВП и патологического развития ВП.

Наши наблюдения показали, что в рамках нормы феномен ВП имеет определенные функции, и в данном случае ВП является как бы средством опосредования психичических функций эго самого ребенка. В случае нормы ребенок умело пользуется, манипулирует образом, персонажем ВП, и последний же выступает как нечто - существование которого зависит от воли ребенка. В этом отношении (в рамках “нормы”) феномен ВП относится к тем проявлениям психики которые Hagen L. называл «смутным помешательством» (по Ясперс К., 1996). Сюда относятся те случаи, когда человек, иногда произвольно исходя из внутренней потребности, создает вокруг себя выдуманный мир и вступают с ним в оживленные отношения, не будучи ни в малейшей мере уверенными в реальности последнего. Причем, как отмечает Jaspers K., они не дают окружающему сбить себя с толку и исполняют выбранную ими самими роль точно, как артисты, так что создается видимость, как будто они ощущают вымышленное окружение, в то время как внимательное наблюдение приводит к выводу о необоснованности подобных предположений (Ясперс К., 1996). Это более похоже на игру, и с этой точки зрения феномен ВП по сущности выступает как своебразный вид игры.

Страницы: 1 2 3 4