Гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве
Страница 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 3

Общая характеристика работы ………………………………………………… 5

1. Понимание проблемы гендерных стереотипов в зарубежной психологии…………………………………… …… ………………………… .8

1.1. Понятие гендера в психологии……………….………… …………… 8

1.2.Гендерный стереотип, его виды и функции …….…………………….15

1.3.Основные направления в изучении гендерных стереотипов……… 24

1.4.Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости………………………………………………………31

Выводы по главе ………………………………………………………….35

2. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов…………………… 37

2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ……………………34

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных стереотипов у юношей и девушек в студенчестве……………………………39

Выводы по главе 2……………………………………………………………… 45

Заключение …………………………………………………………………… .48

Список использованных источников ………………………………………….49

Введение.

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [8] На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [32]

. Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм. В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг. не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями. Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы: В современном обществе представления о мужских и женских ка­чествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и феми­нинности переплетаются с современными, что позволяет значитель­но полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных ва­риаций. С изменением системы гендерных ролей многие традицион­ные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее поляр­ными и однозначными, чем ранее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24