.
Выводы.
В заключение можно сказать, что социальная психология гендера подчеркивает:
гендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность).
стереотип -некая схема (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.
Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов.
Хотя в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то же время социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.
2.Эмпирическое исследование гендерных стереотипов.
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования
Наше исследование состоит из двух этапов:
1. подготовительный этап
2. констатирующий этап
Данное психологическое исследование проводилось на базе УО «Белорусского государственного университета физической культуры»
Обследовалось 34 студента ( юноши и девушки возраста от 19 до 22 лет). В качестве метода диагностики метод тестирования. В рамках метода тестирования проводилась тестовая методика личностного семантического дифференциала О.Л.Кустовой, предназначенная для исследования гендерных стереотипов [26.с.19]
Тестовая методика.
1. Название: «Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов»
2. Автор: О.Л. Кустова
3. Предмет диагностики: предметом диагностики являются гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве. Методика предназначена для исследования гендерных стереотипов.
4. Материал и оборудование: текст методики, протокол исследования, ручка или карандаш.
5.Процедура исследования: испытуемым предлагается дать характеристику следующим образам: «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины»).
По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются факторному анализу.
В правом и левом (крайних) столбцах бланка (Приложение 1) содержатся полярные, полюсные качества. Образ «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины») исследуется в следующем варианте: необходимо обозначить процент отличия. Знак отличий значения здесь не имеет (например, женщины в отличие от мужчин более обаятельны, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).


