Концептуальная система личности
Страница 3

Продолжая о природе КСЛ, следует отметить, что это понятийная система, феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомерная ментальная карта всего того, что находится внутри - и вне “Себя”, участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическим содержанием и активностью. КСЛ это “Свой мир” личности где действуют свои законы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и цели жизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества, вселенной и т.д Это “мир” где каждый объект (предмет, явление, ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл и назначение, это “мир” где личность сама устанавливает причинно-следственные связи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальность личности.

Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом активности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть сама личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии – “…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда "не уйти"…”, ибо мы и есть это бытие. “Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость” (Рубинштейн, 1957; с.269).

В отличии от дифференцированной, объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный, комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности. Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология или психология субъектного познания мира, т.е. объективный взгляд на внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта. Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер, 2002; Роджерс, 1999). “Индивидуальность”, “субъективность” и “холистичность” – основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно также добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности: “Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом” (Хабермас, 1989; с.36).

Многоуважаемая И.Г.Малкина-Пых излагая в одном из своих работ понятие “модель мира”, в принципе характеризует ее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г.Малкина-Пых следующее: “Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. “Модель” включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными” (Малкина-Пых, 2008; стр.59).

И естественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенной мере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить, что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точки зрения уместно высказыванеие В.Е.Кемерова, о том, что: “Мировоззрение личности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющей вектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации” (Кемеров, 1977; стр.166).

Генезис и реконструкция концептуальной системы

Познание конституирует мир, который является миром для нас. Сверх этого нет ничего; вещь, которая была бы за пределами познания, являлась бы согласно определению, недостижимой, неопределимой, т.е. для нас она была бы равнозначна ничто.L.Brunschvicg

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7