3. Невозможно одновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это — расширенное понимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог этого принципа был сформулирован L.Wittgenstein в его последней работе «О достоверности»: “Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»” (Руднев, 2000; Стр.9).
Для исследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамках Концептуальной Психотерапии (Conceptual Psychotherapy), исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRS - The Theory of а Person Reality System) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки “сценария развития” КСЛ можно использовать метод “Анализ планов” (Plan Analysis) разработанный F.Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).
Вместо заключения: концептуальная система личности и психотерапия
В заключенни хотелось бы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г.Малкина-Пых пишет: “Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации” (Малкина-Пых, 2008; стр.59).
В биодинамической концепции J.Н.Masserman модель мира предстает под именем “концепции действительности” – выявление которой, согласно J.Н.Masserman, является первой задачей психотерапии, так как именно “концепцией действительности” и ориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н.Masserman весьма оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии является Концептуальный Психонализ (Conceptual Psychoanalysis) главной задачей которого является выявление особенностей КСЛ (“концепция действительности” – J.Н.Masserman; “образ мира” – А.Н.Леонтьев) клиента.
Список литературы
Адлер А. (2002) Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214с.
Бегоян А.Н. (2008) Феномен “воображаемого партнера” – игра или галлюциноз? // Психология – наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30-31 октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко, А.С.Обухова. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. – 543 с.; с. 40-43.
Бегоян А.Н. (2009a) Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3 марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А.Кузьмищев, О.А.Мазур, Т.Н.Рябченко, А.А.Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск: НИЭУП, 2009. – Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69-72.
Бегоян А.Н. (2009b) Конструирование ребенком альтернативной/желаемой реальности // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23—25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной — СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 360 с.; с. 14-16.


