ТСРЛ как метод исследования образа мира личности
Страница 1

Достижения современной психологической науки и накопившиеся в ее разных областях и смежных науках огромные экспериментальные и теоретические данные (в особенности психологии личности, психотерапии и философии) свидетельствуют о существовании некоего “образа мира”, “модели реальности” отдельной личности, которая складывается и развивается у каждой личности в течении всего социо-онтогенеза [1; 5; 6; 7; 8; 9; и др.]. Понятие “образа мира” встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых следует отметить основателя аналитической психологии К.Юнга (C.G.Jung). В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира новые очертания [5, 5].

Термин “образ мира” в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н.Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как “проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности” [9, 254]. В работах Е.Ю.Артемьевой образ мира понимается как “интегратор” следов взаимодействия человека с объективной действительностью [5, 6]. С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие” (Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: 1985) [5, 6]. Как отмечает О.А. Богпомочева: “образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой” [5, 6]. При этом образ мира – “не склад инструментов, приемов и программ”, а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д.Смирнов отмечает, что образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением [5, 6]. По мнению Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках [5, 7].

Итак, теоретические и практические исследования в этой области дают нам основание придти к тому положению, что “образ мира”, “концептуальная система” личности имеет многоуровневое и взаимопроникающее динамичное строение, которое постоянно подвергается перестойке и реорганизации в отношении содержания своих компонентов. Однако является стабильной в отношении видов и количества входящих в него основных компонентов, эллементов. И необходимость детального и точного изучения модели мира, концептуальной системы личности ставит задачу создания определенных, конкретных методов исследования. Всвязи с этим мы выдвигаем Концепцию/Теорию Системы Реальностей Личности (TPRS - TheTheoryofthePersonRealitySystem), о которой детально речь пойдет чуть ниже. Но прежде необходимо уточнить некоторые моменты, от которых зависит точное понимание далее изложенного материала:

1. TPRS – это научный подход, метод дифференцации и презентации внутреннего психического пространства личности (модели мира, концептуальной системы) в целях оптимизации процесса диагностики и терапии путем “погружения в внутренний мир субъекта”, и не в коем случае не является самим методом терапевтического вмешательства.

2. TPRS расскрывает не то как сама личность воспринимает и познает мир, его миропониамние и мироощущение, а то как на самом деле может представить себе образ мира личности сам исследователь.

3. TPRS, точнее система реальностей личности не является аналогом образа мира личности, а является его (образа мира) научной моделю, т.е. результатом его научного моделирования.

4. TPRS является научной моделю образа мира, концептуальной системы личности, критерии дифференцации и дескрипции которой изымаются из плоскости вербальных и невербальных проявлений личности.

Страницы: 1 2 3