Конфликт и пути выхода из него
Страница 2

1. объективная целенаправленная - вводятся формы обучения

2. объективная нецеленаправленная - потребность в обучении развивается в противоречии с возможностями

3. субъективная целенаправленная - человек идёт на конфликт, чтобы решить проблему

4. субъективная нецеленаправленная - один инструмент и два претендента.

Но далеко не каждая спорная конфликтная ситуация ведёт к конфликту. Должен быть ИНЦИДЕНТ.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

КС+И=К

КС – конфликтная ситуация

И – инцидент

К – конфликт

Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк выделяют 3 типа инцидентов и возможных поведений конфликтующих сторон:

I. Инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс.

II. Инцидент как желание уйти от конфликта – делая вид, что ничего не произошло.

III. Инцидент как сигнал к открытому противостоянию.

Таким образом, инцидент может существовать:

- во внешней открытой форме (ссора, кризис)

- во внутренней психологической форме

Объект конфликта – это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Выявление основного объекта – важное условие для разрешения любого конфликта.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНФЛИКТА.

1) Возникновение конфликтной ситуации

2) Инцидент

3) Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

4) Начало открытого конфликтного действия

5) Развитие открытого конфликта

6) Разрешение конфликта (исход)

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА.

Конфликты возникают там, где люди не могут реализовать свои цели. Появляются напряжённость, неудовлетворённость, растерянность. Часто, чтобы найти пути решения, нам не хватает эмоциональной зрелости, человеческой мудрости; часто не можем решить, что важнее отношения (дружба) или достижение цели (победа)?

Вот основные причины конфликта:

Ø Психологическая – чувство обиды, зависти, несовместимость характеров

Ø Противоречивость цели – нечёткое распределение прав и обязанностей.

Ø Ограниченность ресурсов (материально-людских)

Ø Противоречие между функциями, обязанностями работника и тем, что он должен делать по требованию руководителя.

Ø Необоснованное, публичное порицание одних и незаслуженная похвала других

Ø Неблагоприятные физические условия (шум, жара, холод).

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ.

1. В зависимости от участников:

- межличностный (самый распространенный)

- внутриличностный – когда требования, предъявляемые к человеку, не согласуются с его личностными потребностями

- между личностью и группой – когда личность занимает позицию отличную от позиции группы

- межгрупповой

- внутригрупповой

- межэтнический

- межгосударственный

  1. По характеру причин:

- объективные

- субъективные

  1. По сфере общественной жизни:

- экономические

- политические

- социальные

- идеологические

- юридические

- семейно-бытовые

- социально-культурные

  1. По времени протекания:

- быстротечные (динамичные)

- затяжные (статичные)

  1. По масштабу:

- локальные

-широкомасштабные

  1. По сфере приложения:

- конструктивные (деловые, созидательные)

- деструктивные (личностные, разрушительные)

  1. По последствиям:

- позитивные

- негативные

  1. По психическому состоянию сторон:

- разрушительные

- эмоциональные

  1. По степени проявления:

- скрытый – когда люди скрывают своё противоборство

- открытый – это конфликт явный, на лицо столкновения

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА.

Страницы: 1 2 3 4 5 6