ПОЗИТИВНЫЕ:
1.на личность:
- познание друг друга участниками контакта (своих интересов и интересов другого)
- ослабление психической напряжённости
- стимуляция активности человека
- улучшение качества деятельности
- повышение авторитета в случае правильного поведения
- развитие личности (выполняет диагностическую роль)
2.на группу:
- устранение противоречия в функционировании группы
- толчок к изменению и развитию системы (дорога к инновациям)
- стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)
- сплачивание единомышленников.
НЕГАТИВНЫЕ:
1.на личность:
- ухудшение настроения
- ощущение насилия
- ухудшение качества индивидуальной деятельности
- закрепление социальной пассивности
- угроза здоровью.
2.на группу:
- нарушение межличностных отношений
- ухудшение социально-психологического климата
- ухудшение качества совместимости деятельности (непонимание друг друга)
- снижение сплоченности группы
- угроза жизни и здоровью людей.
Участие в конфликтной ситуации предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Это может вывести из равновесия и психологические и физические функции организма.
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
К.Томас и Р.Келлман выделяют 5 основных зависимостей от того:
- насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя (ось X)
- насколько они заинтересованы (не заинтересованы) в том, чтобы другие получили определенные преимущества в конфликте (ось Y)
1) Конкуренция (принуждение противоборства) – это высокая настойчивость на своём любой ценой.
2) Компромисс – здесь действия направлены на поиск решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны, то есть, уступая в чём-то своём в обмен на уступки другого.
3) Уклонение – это перевод разговора в другое русло.
4) Сотрудничество (решение проблемы) – это признание различия во мнениях и готовность знакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для обеих сторон.
5) Приспособление (уступчивость) – это уступка ради другого человека, жертва своими взглядами, действия направлены на сохранение благоприятных отношений.
Важную роль в конструктивном разрешении конфликта играют следующие факторы:
- адекватность отражения конфликта;
- открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
- создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
- определение сущности конфликта.
АДЕКВАТНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА.
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента.
К типичным искажениям восприятия относятся:
1) «Иллюзии собственного благородства» - в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.
2) «Поиск соломинки в глазу другого» - каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не означает таких, же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
3) «Двойная этика» - даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, всё равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
4) «Всё ясно» - очень часто каждый из партнёров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причём так, чтобы это подтверждало общие представления о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнёра наоборот плохи и неадекватны.


