Профориентационная работа с подростками и студентами
Страница 8

Специальные либо частные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Элементарными общими способностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности считаются врожденными.

Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).

Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем людям в равной степени.

Сложные частные способности — это способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные, изобразительные и т.д.).

Структура способностей в высшей степени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируются другими. Формирование способностей происходит от простого к сложному, совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которые представляют способности данного уровня, открывают новые возможности для развития способностей более высокого уровня.

Поскольку способности влияют на качественные показатели формирования

умений, навыков, они напрямую связаны с овладением мастерством при

выполнении той или иной деятельности. Изучая математические способности, В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения деятельности необходимы:

1) Активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность (см. далее).

2) Некоторые характерологические черты, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость и интеллект.

3) Благоприятное психическое состояние во время деятельности.

4) Определённые знания, умения и навыки в соответствующей области.

5) Определённые индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Схема этапов формирования умений такова:

1. Репродуктивный уровень.

На репродуктивном уровне человек формирует умения осваивать знания, овладевать деятельностью по определенным образцам.

1.1 Первичные умения.

Осознание цели действия и поиск способов ее выполнения, опирающихся на

ранее приобретенные знания и навыки, деятельность методом "проб и ошибок".

1.2. Недостаточно умелая деятельность.

Знание о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных,

несистематических для данной деятельности навыков.

1.3. Отдельные общие умения.

Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных

видах деятельности, например, умение планировать свою деятельность.

2. Творческий уровень.

На творческом уровне человек создаёт новое, оригинальное.

2.1. Высокоразвитое умение.

Творческое использование умений и навыков в данной деятельности с

осознанием не только цели, но и мотивов выбора и способов ее достижения.

2.2. Мастерство.

Творческое использование различных умений.

3. Высокий уровень способностей.

На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, талантливы.

4. Наивысший уровень способностей.

Предполагает создание человеком нечто оригинального, нового в области. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, гениальны. [7, с.10-11.]

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как было показано мной выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21