В целом, в коллективе 10-6 класса социально-психологический климат достаточно благоприятный. По 8-балльной шкале основная масса оценок не превышает 4-х баллов, а общая среднегрупповая оценка равна 31,5 (при максимальной оценке 80 баллов, а минимальной - 10 баллов).
Социально-психологическая самоаттестация группы.
Проведенное эмпирическое исследование комплексной оценки уровня развития «А» группы (см. бланки в приложении № 5).
Нами получены следующие результаты:
1) по степени развития отдельных отношений в группе.
Отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой получили средний балл - 3,3. Наиболее высокие оценки по шкале «ответственность» наблюдаются у испытуемых №7 (4,8 б.); 5 (4,2 б.); 9,14 (4,16.). Самыми низкими оценками отметили «ответственность» в группе испытуемые №12 (1.9 б.); 11 (2,4); 3,4 (2,6 б.)
Испытуемые № 5,9,1,7 высоко оценили «сплоченность» группы (4,8 б.,4,4 б.,4б.)
Наиболее низкие оценки единству мнений и действий в группе выявились у испытуемых № 12 (2,4 б.); № 2,6,8,11 (2,8 б.). Общий балл- 3,2, что соответствует среднему уровню развития данного вида отношений в группе. Взаимная общительность в группе («контактность») оценивается в целом на 3,6 балла, что также соответствует среднему уровню развития данного вида отношения в группе. Наиболее высокие результаты оценок - 4,2 б. (исп. № 2); 4,4 б.
(исп. № 7); 4,1 б. (исп. № 1); 4 б. (исп. №3). Низко оценили данный вид отношений в группе исп. № 12 (2 б.); исп. № 11 (2,5 б.).
Средние баллы по двум видам отношений: «открытости» и «организованности» в «А» группе составили по 3,4, что также соответствует среднему уровню развития отношений членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений.
Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы оценивается в 3,7 балла.
2) оценка уровня развития группы отдельными его членами.
Наивысшую оценку уровня развития группы дали испытуемые № 14 (4,1 б.); №7,9 (4 б.).
Испытуемые № 1,8,11,12 оценили развитие группы низкими баллами (2,6; 2,9; 2,8; 2,3). Большинство членов группы рассматривают развитие своей группы на среднем уровне (7 человек).
Таким образом, развитие «А» группы находится на среднем уровне (см. приложение 4).
Развитие «Б» группы находится на среднем уровне (см. приложение 4).
Проанализировать результаты исследования можно по каждому из семи видов отношений в целом в группе и отношение каждого учащегося к своей группе. Нами получены следующие результаты: высокий уровень развития своей группы отметили семь старшеклассников: исп. № 1
(4,2 б.); № 2 (4,1 б.); № 3(4,3 б.); № 5 (4,1 б.); № 7 (4,2 б.); № 10 (4,6 б.); №15
(4,2 б.). Один испытуемый оценил уровень развития группы очень высоким -5,6 балла (№ 11). Средний уровень развития группы как коллектива отметили исп. № 6 (3,1 б.); № 8 (3,6 б.); № 9 (3,4 б.); №12 (3,3 б.);
№ 13 (3,7 б.); № 14 (3,2 б.). Низкий уровень развития группы наблюдается в оценке только одного испытуемого - № 4 (2.9 б.).
Рассматривая отдельные разновидности отношений в группе, можно отметить высокий уровень развития «коллективизма» и «организованности». Данной группе учащихся присуще стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению; а также способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
Другие виды отношений: «ответственность», «сплоченность», «контактность» и «информированность» отмечены учащимися средним уровнем развития, приближающимся к высокому, так как общие оценки развития отношений составляют соответственно 3,7 б.; 3,9 б.; 3,8 б.; 3,9 б.; 3,7 б.
Оценочные данные развития группы «А» и группы «Б» наглядно можно представить в виде гистограммы, из которой отчетливо видно, что уровень развития группы «Б» выше, чем в группе «А».


