Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы. Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора (см. приложение 2). Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка. Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Коэффициент статуса
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество учащихся, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный выбор -.
На основании данных определяют статусное положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным категориям:
1«предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;
2«принятые» - 3-5 выборов (положительных и отрицательных);
3«непринятые» - 1-2 отрицательных выбора;
4 «изолированные» - не получившие ни одного выбороа (ни положительного, ни отрицательного).
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).
УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).
Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):
КВ = (Р1/Р)х100%,
где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте;
P1 - число взаимных выборов. Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству (по Коломинскому Я.Л.). [16]
Методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер).
[23]
В ее основе лежит метод семантического дифференциала.
Испытуемые (члены классного коллектива) оценивают состояние психологической атмосферы в своей группе по следующим критериям:
1. Дружелюбие - враждебность.
2. Согласие - несогласие.
3. Удовлетворенность - неудовлетворенность.
4. Продуктивность - непродуктивность.
5. Теплота - холодность.
6. Сотрудничество - несогласованность.
7. Взаимоподдержка - недоброжелательность.
8. Увлеченность - равнодушие.
9. Занимательность - скука.
10.Успешность - безуспешность.
Каждая пара критериев оценивается баллами от 1 до 8. Чем меньше балл, тем ближе он к первому критерию пары. Позитивные характеристики социально-психологического климата соответствуют меньшему баллу. Соответственно, чем больше балл (до 8), тем более негативная характеристика данного критерия диагностируется.
Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка социально-психологического климата). Оценки
от 10 до 29 свидетельствуют о благоприятном социально-психологическом климате; 30-45 баллов - характеризует скорее благоприятную атмосферу в коллективе, 46-60 баллов - скорее неблагоприятную, а 61 - 80 баллов -неблагоприятный социально-психологический климат. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность. Образец бланка к методике помещен в приложении № 1.


