|
|
рис. 2
Условные обозначения:
1- ответственность, 2- коллективизм, 3- сплоченность, 4- контактность,
5- открытость, 6- организованность, 7- информированность, 8- итоговый результат.
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования
Подытожив результаты всего эмпирического исследования, сформулируем следующие выводы:
1. В группе «Б» по данным социометрического исследования зафиксированы более благоприятные межличностные отношения, чем в группе «А», а именно, там произведено больше положительных и взаимных выборов, больше учащихся, имеющих положительные статусные категории, выше индексы взаимности и групповой сплоченности, ниже индекс изолированности.
2. Профили, характеризующие социально-психологический климат, показывают, что в группе «Б» средние оценки по всем критериям ниже, чем в группе «А», т.е., состояние социально-психологического климата в группе «Б» более благоприятное, чем в группе «А». Это говорит о том, что в Группе «Б» имеет место доверие членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в сложных ситуациях, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.
3. В «А» группе выявлен средний уровень развития разнообразных отношений, В «Б» группе также отмечен средний уровень развития группы, но с оценочными показателями, приближающими данную группу к высокому уровню развития различных видов отношений: отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой; стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу; взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы; способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений.
4. Как следует из всего вышесказанного, в группе «Б», где методом социометрии были получены показатели благоприятных межличностных отношений,зафиксированблагоприятный социально-психологический климат и уровень развития группы выше среднего. Тогда как в «А» группе, где социометрическое исследование показало не вполне благоприятные межличностные отношения (большое количество
старшеклассников с неблагоприятными статусными положениями, низкие индексы взаимности и сплоченности, высокий индекс изолированности), социально-психологический климат скорее неблагоприятный и уровень развития группы средний.
Заключение В процессе проведенного исследования влияния статусного положенияребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов. Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний. Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста. Список литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.13. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие.– Минск: Университетское, 1997. – 212с.15. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М, 1980.16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах – Минск, 1976.17. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.18. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.19. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.20. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.21. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. – М., 1990.22. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.24. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.25. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.– 179с.27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – т. 2, Ростов – на – Дону, 1996.28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.31. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.32. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.33. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.


