Изучение феномена группового лидера в студенческой среде
Страница 12

Таким образом, мы проанализировали такую актуальную проблему, как феномен группового лидерства в студенческой среде.

Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.

Заключение

Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующемся коллективом.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.

При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.

В ходе исследования была изучены:

- литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и западных авторов;

- определены особенности лидерства;

C учетом особенностей руководства в академических группах студентов, определены качества, которые необходимы лидеру для успешного руководства. Это:

- знание проблем организации и качеств ее членов;

- умение анализировать, принимать решения, выносить суждения;

- умение убеждать;

- владеть искусством общения с людьми;

- эмоциональная устойчивость;

- целеустремленность;

- наличие творческого подхода к решению проблем;

- гибкость ума;

- умение прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации;

- умение использовать методы мотивации;

- организаторские способности.

В конечном итоге, цель данной работы – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства в академической группе.

Мною было проведено групповое анкетирование первого и третьего курсов, сделаны выводы. Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. – М.: Знание, 2005. – 215 с.

2. Генов Ф. Психология управления, - К.: София, 2004. – 165 с.

3. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение чело­века в организации. М.: Столица, 1999. – 230 с.

4. Диминский Г.Г., Социально – политическая психология, К.: Основи, 2002. – 120 с.

5. Жуков Ю.М., Эффективность делового общения, М.: «Инфра-М», 2006. – 76 с.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13