Изучение феномена группового лидера в студенческой среде
Страница 9

Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет оба этих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерстве преобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные. Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное.

Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – это не только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именно она. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления. Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются с деятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия, всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. В этой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, а членство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить или не платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываются в этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы, кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура, которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства и состоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы он работал в этой группе для общества при полном отсутствии командно-административных рычагов.

Студент может быть:

– коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям, всегда поддерживает общественные начинания, живет заботами коллектива, стремится поддержать его престиж;

– индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к индивидуальной деятельности;

– претензионист, активно участвующий в общественной жизни, самостоятельный, настойчивый в достижении целей, обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят быть постоянно в центре внимания;

– конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный на лидеров, неконфликтный, быстро подстраивающийся к имеющимся условиям;

– пассивный, с частыми хорошими порывами, но не всегда последовательный и слабовольный;

– изолированный, т.е. тот, который своими действиями и высказываниями оттолкнул от себя большинство.

И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации.

3. Анализ феномена группового лидера в студенческой среде

В этом разделе мною предложен анализ темы работы, который проводился посредством метода опроса, а именно анкетирования. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Я использовала именно групповое анкетирование, причем проводила сравнительный анализ мнений по теме, первого (см. Приложение 1) и третьего (см. Приложение 2) курсов, что позволит сравнить данные и сделать соответствующие выводы. Всего было опрошено 30 человек (на каждый курс по 15 человек).

Существует множество подходов и теорий изучения темы лидерства в студенческой среде, проанализированных в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Предметом исследования является лидерство в студенческой среде, условия его возникновения и развития.

На мой взгляд, естественно лидер в академической группе есть и должен быть, однако не стоит забывать о таком понятии как «руководитель», который назначается вышестоящими людьми, а лидер как бы народом. В анкете был даже такой вопрос: «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу», на который студенты ответили почти единогласно положительно.

Вообще, для анализа, было выбрано 10 ключевых вопросов из 19, и как я уже отмечала, проведен сравнительный анализ данных студентов первого и третьего курсов. Ведь в начале студенческой жизни сложно еще определить лидера и руководителя группы, приоритеты и в целом дружеской обстановкой между студентами. В первом разделе, мною было рассмотрена важность благоприятной позитивной обстановки в студенческой группе. Это является стимулом для успешной учебы, желание учиться и просто пребывать в хорошем настроении. Уже на третьем курсе, можно проанализировать пройденные годы в институте и смотреть адекватно на проблему лидерства. Уже и староста, которую выбирала сама группа, является не лидером, и куратора уже в глаза никто не видит, и ожидания как-то не оправдались, и надежды рушатся…на все смотришь по-другому. Именно поэтому я решила сравнить мнения студентов только при зарождении студенческой жизни и студентов, отучившихся уже три года. Все данные представлены в таблице 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13