Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Страница 3

Эволюционно- динамические подходы к разнообразным поражениям Н.С показывают что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, как будто из первичной заготовки вытачивается лишь приближённая к желаемому образцу. Стандартизации и нормы здесь нет.

Желаемый образец развития это индивидуальный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимальные требования основанных на среднестатистических показателях.

Важно не только определить уродство развития, но и дать дальнейший прогноз. Наблюдение показывает, что на ряду со среднестатистической планомерновосходящей кривой нормального развития существуют варианты временного отстования с резкими последующими скачками вверх или наоборот, заметное первичное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов.

Наибольшее внимание в школе привлекают неуспевающие ученики. Большинство из них с ЗПР или ММД.

Развитие нервно-психических функций в условиях патологий.

Уточнению характера патологического процесса помогают:

1) ЭЭГ

2) Эхо – энцефалография

3) Электромиография

4) Рентгенография черепа

5) Компьютерная томография

6) Исследование вызванных потенциалов мозга

Используются нейропсихологические, рентгеноконтрасные, биохимические, иммунологические, и цитогенетические методы исследования. Многие заболевания Н.С. возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробных периодах развития, или в раннем детстве. Причинами патологии Н.С. плода и ребёнка раннего возраста могут быть инфекции, физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотные токи, повышенная вибрация и прочее), химические вещества, заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям. Эти воздействия на 3 – 10 недели развития плода могут быть причиной формирования таких грубых пороков формирования Н.С. как анецефалия (отсутствие больших полушарий головного мозга), гидроэнцефалия (водянка головного мозга). Эти неблагоприятные воздействия могут приводить к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. Если нарушения наступают на более позднем этапе развития, выраженность дефектов варьирует: от грубого нарушения функции или её полного отсутствия до лёгкой задержки темпов развития.

Невротические заболевания у детей раннего возраста могут приводить к аномальному развитию функций. Речь идёт об искажении программы развития. Каждая функция проходит определённые стадии меду которыми существует закономерная преемственность. Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в нервно-психическом развитии проявляются не сразу после рождения ребёнка. Они характеризуются длительным скрытым течением с последующей клинической манифестацией на определённом этапе онтогенеза. В случаях, когда эти заболевания обусловлены генными мутациями для их лечения кроме средств корригирующих и стимулирующих нормальное развитие функций необходимо возмещение недостающих продуктов обмена веществ. Кроме органических заболеваний Н.С., то есть протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться изменения обусловленные вариациями темпа созревания функциональных систем. В определённые периоды онтогенеза направление во временной миелинизации и в периоды возрастных кризисов неравномерность темпов развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает.

Излишняя эксплуатация познавательных способностей ребёнка может приводить к истощению внутренних ресурсов Н.С Становление функций может как замедлять так и опережать сроки развития. В каждом отдельном случае важно установить причину дефекта:

1) Связано ли это с первичным поражением Н.С.

2) Является ли результатом других заболеваний.

3) Является ли это результатом педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность – недостаточность целенаправленного развития функции педагогического воздействия в целом. Педагогическая запущенность развивается на определённых этапах, а именно, а именно в период интенсивного развития речи. Пребывание ребёнка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, информационный голод приводит к ЗПР, так что при обследовании необходимо обращать внимание на окружающую среду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8