Невротический вариант инфантилизма близок к цереброастеническому. В структуре личности на ряду эмоционально-волевой незрелостью выражены астенические радикалы, свойственные невропатиям. Повышенная тормозимость, робость. Пугливость, впечатлительность, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять за себя, трудности адаптации в детском учреждении. Катамнез. При неблагоприятных условиях воспитания обнаруживается тенденция к закреплению астенических черт характера в двух вариантах:
1) Как патохарактерологическое формирование личности
2) Становление астеничной психопатии.
Интеллектуальные нарушения компенсируются при эндокринных вариантах психического инфантилизма. Клиническая картина определяется эндокринным психосиндромом.
Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности.
В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывно связанна с порциальными нарушениями темпа созревания отдельных нейрофизиологических систем: Мозговых механизмов речи, психомоторики, механизмов определяющих выработку школьных навыков. Запаздывают в своём созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. Особенно недостаточность выражена в тех сторонах познавательной деятельности, которые связанны с задержкой, в своём развитие, функциями. Это существенно отличается от более равномерного психического дефекта с выступающей на первый план слабостью мышления при олигофрении. Важно учитывать выраженную тенденцию к сглаживанию порциальных задержек психического развития параллельно созревающие речевые функции, психомоторики, пространственного синтеза и т.д
При порциальных задержках речевого развития, в отличие от общих форм речевого недоразвития(алалии), несформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, синтез и анализ. Даже при лёгком недоразвитии этой функции возникают серьёзные затруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения в различие близких фонем, звонких и глухих согласных: «Б» - «П», «Д» - «Т», «г» - «К», свистящих и шипящих: «З» - «С», «Ж» - «Ш» ошибки при сочетании нескольких согласных. Это влечёт затруднение в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма, ошибки при письме под диктовку. При этом успеваемость по другим предметам удовлетворительная. Имеется достаточный уровень обобщения, сохранная работоспособность, формируется отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать и пересказывать. У таких детей страдает вербальное мышление, а с заданиями, связанными с предметно-практической и манипуляторной деятельностью они успешно справляются.
Задержка формирования речевого праксиса при сохранности физического и фонематического слуха. Эта функция тесно связанна с нарушением созревания теменных и приматорных отделов головного мозга (коры доминантного полушария). В устной речи наблюдается нечёткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечёткость произношения связанна у них с недостаточностью кинестетических ощущений. При формировании письма и чтения у таких детей выражено проговаривание вслух что облегчает кинестетический компонент. В этих случаях расстройство чтения и письма имеет вторичный характер и обусловлено расстройствами речи.
Дети с порциальными расстройствами навыков чтения, письма, счёта, при отсутствии признаков нарушения речевого развития. Эти расстройства возникают в процессе обучения и связаны с запаздыванием с запаздыванием и функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Эти нарушения имеют негрубый характер и подвергаются коррекции. Проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой распознаваемости арифметических знаков, замедленном усвоение чисел, При этом сохраняется удовлетворительная способность к логическому мышлению. В школьном возрасте могут встречаться симптомы порционального моторного инфантилизма. Они описываются как «моторная дебильность» (Дюпре) и «Моторный инфантилизм» (Гомбургера).


