Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Страница 6

4) Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижение интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учёбе, иногда расторможенности влечений(склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и др.)

5) Эпилептиформные нарушения: различные в иды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

6) Апатико-динамические расстройства: Снижения инициативы и побуждения в интеллектуальной деятельности, двигательная заторможенность.

Выраженная церебральная астения, аффективная двигательная возбудимость и психопатоподобное поведение снижающая интеллектуальную работоспособность и целенаправленность усугубляет недостаточность познавательной деятельности. Всё это провоцирует возникновение стойких форм неуспеваемости и ЗПР. В развитии более стойких церебрально-органических форм играют роль как боле грубые нейродинамические расстройства, инертность психических процессов, их медлительность, недостаточная переключаемость, так и более выраженные энцифалопатические нарушения(Психопатоподобные, эпилептиформные, апатико-адинамические)

Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

1) Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма. Гармонический инфантилизм (Сухова). При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребёнка, в том числе интеллектуальную, при этом преобладают черты эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям младшего возраста, повышенной эмоциональной живости, неуставаемости, непосредственности, беспечности беззаботности, преобладает мотив получения непосредственного удовольствия. Чрезмерная доверчивость и внушаемость. Эти дети неугомонны, с живым воображением и жизнерадостностью. При этом в интеллектуальной деятельности преобладает влияние эмоций, слабо развиты интеллектуальные интересы, преобладают игровые. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и истощенностью, пресыщению. Дети неспособны к занятиям требующим усилия, не могут организовать свою деятельность и подчинить её требованиям школы, возникает феномен школьной незрелости. Он выявляется с начала школьного обучения. Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, который определяется отставанием созревания компонентов формирования личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей страдающих олигофренией. К этому относится преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим(Выгодский), Склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий(Егорова), недостаток целенаправленной психической деятельности, слабость логической памяти. Структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковой при ядерной умственной отсталости. У детей с психическим инфантилизмом активны игровая и творческая деятельность, их интеллектуальные привязанности более дифференцированы. У этих детей выявлена относительно сохранная зона ближнего развития, их интеллектуальные возможности превышают таковые у 40% детей, особенно на уровне абстрактного мышления. Они способны переносить, усвоенное на новый материал, продуктивность самостоятельной деятельности более высокая. Соматичный статус обнаруживает признаки незрелости, задержки в росте, грациальное телосложение, свойственное детям более младшего возраста, отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов. Динамика состояния компенсируется. Наиболее заметные положительные сдвиги наблюдаются к 10 летнему возрасту. Интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме не глубока. Имеет вторичный характер.

2) Осложнённый психический инфантилизм. Встречается чаще, чем неосложненный. При этом имеет место сочетание психического инфантилизма с психопатологическими проявлениями. Варианты наиболее трудные для дифференцировки: 1) органичный инфантилизм – происходит сочетание с психоорганическим синдромом. Возникает из за ранних органических повреждений головного мозга. Представляет собой промежуточную форму патологии между дизонтогенетическими и энцифалопатическими вариантами органической недостаточности. Клиническая картина. Признаки незрелости эмоционально волевой сферы, детскость. Непосредственность поведения, наивность, повышенная внушаемость преобладание игровых интересов, трудности волевого усилия. Качество инфантилизма иное. У детей отсутствует эмоциональная живость и яркость эмоций. Они эйфоричны, благодушны и расторможены, иногда встречается психопатоподобное поведение. Игры эмоционально бедны, Эмоциональные привязанности неглубокие. Низкий уровень притязания, малая заинтересованность в оценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичноси. Встречаются дисплазии органов и систем. У этих деьей менее выражена способность к использованию помощи, интеллектуальная деятельность характеризуется: инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью, недостаточность внимания, памяти, психической работоспособности. В органическом инфантилизме особенностями эмоционально волевой сферы выделяют неустойчивый и тормозимый типы. Первый расторможен, с преобладанием эйфории. Импульсивности, создаётся впечатление детской непосредственности. У второго боязливость. Нерешительность, пониженное настроение. Динамика – менее благоприятная, с возрастом интеллектуальная недостаточность нарастает, усиливаются психопатоподобные нарушения, колебания настроения и патология влечения. Эти дети нуждаются в специальных условиях обучения. К осложнённому инфантилизму относится церебрально-астенический вариант. При нём психический инфантилизм сочетается с церебро-астеническим синдромом, который проявляется симптомами раздражительности, слабости, выражается в повышении возбудимости с истощением, капризностью и соматовегетативными нарушениями(расстройство сна, аппетита). В новой, незнакомой обстановке повышенная тормозимость. ДИНАМИКА – относительно благоприятна, в среднем к 10 годам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8