Гендерные особености мышления в юношеском возрасте
Страница 2

Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, социологии, логики, физиологии и других наук. Но нам интересно это понятие с психологической точки зрения.

2.1 Особенности мышления в ранней юности.

Юность является переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Это возраст от 16 до 18 лет. В это время происходит большое количество перемен в теле, чувствах, позициях и оценках, интеллекте, отношении с родителями и со сверстниками, в понимании свободы и ответственности. Также происходят изменение особенностей мышления:

* Появляется так называемая «обратимость» мышления, т.е. способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта.

* В этом возрасте появляется тяготение к общим теориям, формулам.

* Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью.

* Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

* Мышление в старшем возрасте обладает большей организованностью и последовательностью, логичностью; для него характерны глубина и основательность мысли. Возникает интерес к причинному объяснению явлений. Старшеклассники способны осуществлять опережающее мышление, планирование.

* Процесс мышления включает в себя выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это позволяет говорить о способности к научному мышлению.

* В юношеском возрасте отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных целей.

1.3 Гендерные особенности мышления.

Гендер – это социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Гендер - это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте.

По мнению многих ученых мужественность прежде всего соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков). «В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки» (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

Еще одной особенностью является отличия в строении мозга. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий - по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7