Развитие собственной компетентности в психологическом исследовании ситуации
Страница 1

Цель: развитие собственной компетентности в

психологическом исследовании педагогической

ситуации

Задачи: * освоение умений использования психологических

методов

* развитие педагогических навыков

* наблюдение за психологическими методами

воздействия учителей на учеников

* наблюдение за реакцией учеников на те или иные

методы учителя

Протокол беседы с классным руководителем.

Цели: узнать о классе достаточно информации, чтобы эффективно разработать внеклассное мероприятие; перенять методы воздействия, наиболее актуальные для данного класса

Задачи: - расспросить классного руководителя об

отношениях между детьми

- выявить лидера (если таковой имеется), чтобы

ориентироваться на него во время проведения

внеклассного мероприятия

- выявить «ребенка-одиночку»

- выявить ориентиры у детей данного возраста

- выявить любимые и нелюбимые виды деятельности

у данного класса

- выявить конфликтных детей

В ходе беседы с классным руководителем были получены следующие данные:

* класс дружный, не имеющий определенного лидера

* есть деление на группы, которые общаются между собой

* отмечена «девочка-одиночка», которая, по мнению классного руководителя, имеет проблемы в общении с одноклассниками

* отмечено ухудшение поведения учеников за последнее время в силу переходного возраста

* названы несколько конфликтных и скандальных детей (все три оказались девочки)

* отмечена ориентация на сверстников, хотя авторитет взрослого является главным

* подчеркнуто соперничество и стремление к лидерству

* основной метод воздействия классного руководителя на детей данного класса является повышение голоса, крик

Все полученные данные были учтены в ходе разработки и проведения внеклассного мероприятия. Хотя, с некоторыми пунктами я не согласна. По результатам моих собственных наблюдений и беседе с учениками было установлено, что «детей-одиночек» двое (еще одна девочка), а также полное отсутствие ориентира на сверстников.

Протокол наблюдения

(Урок математики и урок русского языка)

Предмет наблюдения: характер взаимодействия класса с

учителем

Объект наблюдения: -реакция учителя на действия учеников

-реакция учеников на действия учителя

Цель наблюдения: перенять качества, необходимые для

создания образа идеального учителя

Задачи наблюдения: -выявить плюсы и минусы в работе

учителя с учениками

-сравнить способы общения и

методы воздействия учителей на

учеников

Начало урока

* Учитель математики входит в класс как «в клетку с тиграми». Первое, что бросается в глаза, это психологическая дистанция между преподавателем и детьми. Также, вместо привычного «Здравствуйте, дети, садитесь» учитель начинает повышенным тоном отчитывать детей за шумное поведение на перемене.

* Учитель русского языка спокойным, не громким (но и не тихим) голосом приветствует учеников, после чего начинает вести урок. Претензий по поводу шумного поведения на перемене нет (хотя дети вели себя шумно и бегали по кабинету).

Урок

* В течение урока учитель математики кричит на детей за любое лишнее движение, шорох, стук ручкой и т.д.

Учитель ученице: «Сначала ты ручку уронила, потом

полезла в портфель! Дальше что?!» (повышенным

раздраженным тоном).

Отношение к детям пренебрежительное. Позиция учителя: «Я-главная, вы-никто!». Не старается сглаживать конфликты между детьми.

На просьбу девочки закрыть окно отвечает: «Че, сдувает?» На что дети начинают смеяться и обидно шутить в адрес этой девочки. Учитель не только не пытается успокоить детей, но также одобрительно улыбается на эти шутки.

Страницы: 1 2 3 4