Развитие собственной компетентности в психологическом исследовании ситуации
Страница 2

Таким образом, учитель не только не выполняет никаких воспитательных функций, но еще и провоцирует конфликты между учениками.

Что касается методов воздействия на класс, то можно отметить постоянные упреки в детском поведении. Также частые сравнения с параллельными классами не в пользу исследуемого. Систематически говорит о том, что ошибки, допущенные детьми по предмету, из-за неправильного обучения в начальной школе: «Как вас научили неправильно в началке, так вы и пишете».

Также, мною было замечено, что к некоторым ученикам отношение предвзятое. Учительница всячески пытается их унизить: игнорирует, делает постоянные (обидные) замечания, не вызывает к доске. В то же время, среди учеников не выделяет ни одного любимчика.

Реакция детей на данное поведение учителя неожиданная. Вместо предполагаемого испуга они еще больше провоцируют учителя (не все, но большинство). Некоторые мальчики даже стараются шутить и оговариваться.

Дети не любят уроки математики, и учитель не является любимым у данного класса.

* Весь урок учитель русского языка не меняет стиль своего общения с детьми. Отношение к ученикам уважительное. Преподаватель ставит их почти на одну ступень с собой. Обращается к детям только на Вы.

Помимо педагогических функций учитель выполняет еще и воспитательную. Когда девочка делится с одноклассником листком, учитель реагирует следующими словами: «Как Вы любезны».

Конфликты между детьми устраняются сразу, причем, не с помощью крика, а лишь словами (не меняя тона и интонации). Отвечающая долго раздумывает над заданием, на что одноклассники начинают выкрикивать с места.

Учитель вступается за ученицу: «Мы все разные, дети. Кто-то моментально реагирует, кому-то нужно подумать».

Что касается методов воздействия на класс, то можно отметить систематическую ссылку на взрослость детей. При этом, это не выглядит давлением, а лишь стимулирует детей к стремлению детей соответствовать «взрослому» возрасту. Также присутствует метод поощрения детей, результат которых улучшился: обращаясь ко всему классу, учитель рассказывает об успехах их одноклассников. Но в то же время, не дает расслабиться, давая понять детям, что можно заниматься еще лучше. «Вы у меня молодцы, но нет предела совершенству».

Также, не ругает за ошибки, и, видя что дети расстраиваются из-за неправильных ответов, подбадривает их следующими фразами: «Ошибки не страшны! Они неизбежны, как и в жизни».

Говоря о поведении детей на уроках учителя русского языка, можно отметить идеальную дисциплину. Создается впечатление, что классу нравится такое «взрослое» поведение. И не из-за того, что запуганы, дети со звонком не нарушают дисциплину, а из-за того, что, по их мнению, это поведение не достойно называться взрослым.

Дети называют уроки русского языка любимыми, а учителя – самым лучшим.

Проанализировав два разных подхода к обучению детей и общению с ними, я сделала следующий вывод:

- крик не является эффективным методом воздействия на детей

- обязательная заинтересованность учителя не только в образовании, но и воспитательном процессе

- эмоциональность (излишняя) является отрицательным качеством в работе с детьми; ведь они чувствуют малейшее изменение в настроении учителя и могут обратить его негативные эмоции против него самого.

Протокол анализа документации

Цель: связать успеваемость детей по предметам с

отношениями с уителями-предметниками

соответственно

Задачи: - ознакомиться с успеваемостью учеников

- отследить прогресс/регресс по тем или иным предметам

Проанализировав документацию, были получены следующие данные:

· класс, в целом, демонстрирует хорошие показатели успеваемости: 3 отличника, больше половины хорошистов

· показатели, в основном, стабильные, хотя имеется несколько случаев регресса с начала года

· по русскому языку у отличников показатели стабильные, у остальных наблюдается прогресс с начала года

· по математике показатели низкие, но стабильные; у отличников и хорошистов оценки спорные

Страницы: 1 2 3 4