Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Физиологические основы характера. 3
1.1 Основы 3
Глава 2. Черты характера. 3
2.1. Основные черты 3
Глава 3. Классификация характеров. 3
Заключение. 3
Список литературы 3
Приложение. 3
Введение
Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. (Дж. Ст. Милль, Гальтон, Пере, Полан, Малапер, Кречмер, Гофман, Эвальд и др.). В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить в качестве особой науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос».
Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Лярошфуко, Лябрюйер, Вовенарг). Характер – одно из стержневых понятий и в литературоведении (http://www.psychology-online.net/print.php?id=1266). Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для каждого конкретного человека. В понятии «характер» исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми.
В психологии понятие «характер» (от греч. charakter – печать, чеканка), означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Глава 1. Физиологические основы характера
1.1 Основы
Как известно, тип нервной системы зависит от врожденных особенностей высшей нервной деятельности. Но физиологическая природа человека не остается неизменной.
Говоря о соотношении типа нервной системы (темперамента) и характера, И.П. Павлов писал, что «тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного – генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися, наконец, на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, – фенотип, характер».
Аналогичные воздействия среды испытывает и человек. У человека большое влияние на формирование нервной деятельности оказывает не только первая, но и вторая сигнальная система.
Таким образом, хотя прирожденный тип нервной системы — темперамент – является основой характера, определяют его те особенности временных нервных связей и их сложных систем, которые приобретены человеком в процессе жизнедеятельности. Не врождённые качества, а социальная обусловленность, т. е. влияние среды, воспитание, является главной причиной наличия у человека того или иного характера.
От темперамента же главным образом зависит проявление чувств и скорость протекания психических процессов и действий, что, конечно, отражается на характере человека (Гонноболин, 1973).
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа (http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn47.html).


